Если бы Алекс Герко придерживался своего плана А, он, возможно, остался бы российским ученым, а не стал бы одним из самых богатых миллиардеров Великобритании с состоянием, оцениваемым в 12 миллиардов фунтов стерлингов.
© Монтаж FT/Джек Хилл/The Times
Однако, получив в Москве докторскую степень по математике, Герко пришел к выводу, что он не сможет стать интеллектуалом мирового класса.
Вместо этого он переехал в Лондон, где с помощью исландского суперкомпьютера и 25 000 чипов искусственного интеллекта создал XTX Markets: алгоритмическую торговую фирму и часть новой элиты, которая преобразила финансовую торговлю.
Скромный 44-летний человек обязан своим взлетом колоссальным изменениям на финансовых рынках после кризиса 2008 года, которые привели к перемещению частных торговых операций из крупных банков в закрытые, но высокодоходные компании.
Однако XTX также является одной из немногих британских компаний, которая закрепила свое мировое превосходство в период, который поколебал некогда непоколебимую уверенность британской столицы в ее статусе мирового финансового центра.
«То, что сделал Алекс Герко, — это новое поколение, новый уровень», — сказал Пол Роуади, основатель консалтинговой компании Alphacution Research Conservatory.
«Нет другого примера фирмы, занимающейся высокочастотной торговлей, которая начинала свою деятельность в Лондоне, на валютном рынке... и затем росла так быстро».
Gerko и XTX отказались комментировать эту статью.
Точные торговые формулы XTX являются тщательно охраняемым секретом. В целом, фирма зарабатывает деньги, беря крошечные маржи на миллионах ежедневных сделок на валютных, долговых, фондовых, товарных и криптовалютных рынках. Она стремится предоставлять более конкурентоспособные цены, чем конкуренты, инвесторам, желающим купить или продать активы. Она обрабатывает сделки на сумму 250 млрд долларов каждый день.
Герко прибыл в Лондон, работая в Deutsche Bank, к которому он присоединился в России после окончания докторской диссертации. Оттуда он перешел в GSA Capital, британский количественный хедж-фонд, выделенный из немецкого кредитора, где он сначала создал отдел валютной торговли, а затем и другие активы.
Но желая реинвестировать прибыль от торговли, которую он получал, в расширение бизнеса, а не делиться ею с инвесторами, Герко начал переговоры о выделении. В 2015 году он взял небольшую группу трейдеров и немного капитала из GSA и основал XTX, названную в честь математической формулы, используемой в линейной регрессии.
«Он и его команда были чрезвычайно амбициозны... и сложность заключается в том, чтобы попытаться вести бизнес высокочастотной торговли внутри клиентского бизнеса», — сказал один из работавших с Герко.
«Они мегагики. Они короли мира гиков», — сказал кто-то, кто его знает.
В настоящее время XTX является одной из самых прибыльных частных британских компаний, а Герко — одним из самых богатых людей Великобритании, сохранив за собой около 75 процентов акций.
В прошлом году XTX получила прибыль в размере 1,5 млрд фунтов стерлингов от деятельности своих компаний в Великобритании и Сингапуре, а Герко и небольшая группа аналитиков и разработчиков разделили прибыль в размере 747 млн фунтов стерлингов, как следует из документов.
Герко забрал из этой суммы £413 млн; оставшиеся £334 млн были разделены между 25 другими лицами. В 2022 году, когда компании сообщили о прибыли в размере £1,6 млрд, Герко заработал £417 млн; 24 других лица разделили £350 млн.
Герко накопил некоторые из обычных атрибутов богатства. Он владеет поместьем площадью 150 гектаров в Чилтернсе, которое включает в себя энергоэффективный подземный дом с полом, который можно отодвинуть, чтобы открыть бассейн. Он построил пруд для диких животных площадью 3560 квадратных метров на территории, которая вызвала спор о планировке, согласно документам совета.
Но у королей мира гиков есть и более эзотерические безделушки. Они тихо заселили свою штаб-квартиру в Кингс-Кросс копией командного модуля космического корабля «Аполлон-11», который находится в столовой. Модели роботов Battlestar Galactica возвышаются по всему офису.
Семейный офис, который Герко недавно создал для управления своим состоянием, называется Cromulon Capital в честь вида планет в форме человеческих голов из научно-фантастического сериала «Рик и Морти» .
Основой раннего роста XTX был взлом рынка валют — так называемый внебиржевой рынок, на котором доминировали торговые отделы инвестиционных банков в лондонском Сити, где знание того, кому звонить, является ключевым. Решающую роль в этом сыграл Зар Амролия, бывший глобальный руководитель FX в Deutsche Bank, который стал со-исполнительным директором XTX при его основании.
«У него была записная книжка, он мог позвонить и сказать: «Попробуйте, отправьте нам несколько своих заказов и посмотрите, не будем ли мы работать так же хорошо или даже лучше, чем то, что вы получали от так называемой сети старых приятелей»», — сказал Роуади.
Валютный рынок оказался лучшим рынком для XTX, с которого можно было начать, «потому что его еще не заполонили фирмы, занимающиеся высокочастотной торговлей, поскольку у них обычно нет Rolodex, чтобы проникнуть на этот рынок», добавил Роуади, — и центром рынка был Лондон.
В эпоху, когда компании вроде Virtu Financial создавали бизнес, сокращая на микросекунды скорость исполнения сделок, XTX вместо этого отдала приоритет использованию массивов рыночных данных и искусственного интеллекта для построения своих торговых моделей и выступила против того, что она называет «разрушительной гонкой за скоростью».
Герко считает, что «лучший способ сделать рынок максимально эффективным — это дать возможность самому умному игроку», — сказал человек, работавший в GSA и XTX. «Но если рынок структурирован таким образом, что победит только самый быстрый, то он монополизирован».
Конкуренты утверждают, что это потому, что XTX слишком поздно вступил в гонгу скорости. «Они пытаются позиционироваться, как будто они на каком-то моральном пьедестале... Это только потому, что они не были хороши в высокочастотной торговле», — сказал конкурент.
Исследователи количественного анализа компании XTX используют машинное обучение для сканирования триллионов точек рыночных данных, ценовых точек и других факторов с целью создания статистических моделей, которые учатся определять, когда и как оценивать различные активы для инвесторов.
Это требует огромных вычислительных мощностей. Интерес Герко и XTX к искусственному интеллекту глубок и простирается до ранних инвестиций в стартап ИИ Anthropic, процессинговую компанию Groq и британскую компанию по производству автономных транспортных средств Wayve, среди прочих.
«Мы были в одном здании с Deepmind. Во время пожарных учений я почти подумал, что HR попытается их переманить», — пошутил бывший сотрудник.
Однако именно потребление компанией ИИ-чипов Nvidia подчеркивает центральную роль этой технологии в ее торговых стратегиях.
Исследования XTX проводятся с помощью суперкомпьютера в Исландии, где холодная погода снижает расходы на охлаждение, а геотермальная энергия дешева. Он может хранить 400 петабайт данных, что эквивалентно примерно 80 трлн цифровых фотографий.
По словам осведомленных источников, для достижения этой цели XTX потратила более 150 млн фунтов стерлингов на 25 000 чипов искусственного интеллекта.
Большинство из них — это последние три поколения оборудования Nvidia, что делает малоизвестную торговую фирму одним из крупнейших корпоративных клиентов производителя чипов после правительств, государственных оборонных подрядчиков и Tesla, согласно отчету Air Street Capital. Nvidia не ответила на запрос о комментарии.
Кроме того, XTX строит собственный крупный центр обработки данных в Финляндии.
«XTX уникальна», — сказал Альваро Картеа, директор Oxford-Man Institute of Quantitative Finance. «Их преимущество — машинное обучение и нейронные сети, которые в сочетании с их вычислительной мощностью могут превзойти практически все другие фирмы».
«Тот факт, что у них 25 000 графических процессоров и очень мало людей, свидетельствует о том, что именно в этом, по их мнению, и заключается ценность», — добавил Картеа.
Даже если XTX не является фирмой высокоскоростной торговли старого образца, скорость по-прежнему важна для нее.
Когда в 2022 году европейская фондовая биржа Euronext перенесла свой центр обработки данных из Базилдона в Бергамо (при этом физическая близость к центрам обработки данных является ключевым фактором, определяющим скорость торговли компаний), «Герко сошёл с ума», по словам одного из руководителей отрасли.
«В традиционной чикагской команде все еще важен выбор тех, у кого лучше набор проводов», — сказал человек, знающий Герко, добавив, что взгляды XTX на скорость, напротив, «довольно антисистемны... это комбинация всего этого, и это не в их естественном наборе навыков».
В отличие от таких фирм, как Jane Street, известных более децентрализованным подходом к управлению, XTX создана по образцу Герко.
В компании работает около 250 сотрудников по всему миру, что намного меньше, чем у конкурентов. За почти десятилетие в XTX на руководящих должностях было мало женщин.
Хотя он долгое время возглавлял фирму вместе с соисполнительным директором, отвечающим за повседневное управление — сначала Амролией, а затем, с прошлого года, бывшим трейдером JPMorgan Chase и Deutsche Bank Гансом Бюлером, — одним из последствий его чрезмерной доли является одномерная культура компании, по словам людей, близких к XTX.
«Трудно влиять на изменения, когда у тебя есть мажоритарный акционер», — сказал один из них. «Это один и тот же тип людей», — сказал бывший сотрудник.
Этот мажоритарный акционер не проявляет никаких признаков продажи. По словам людей, знакомых с ситуацией, GSA продала свою долю обратно XTX в 2017 году. С тех пор XTX не привлекала внешних инвестиций. GSA отказалась от комментариев.
Напротив, Citadel Securities продала 5-процентную долю венчурным капиталистам Sequoia и Paradigm по оценке в 22 млрд долларов в 2022 году.
Хотя публичный листинг или продажа акций могли бы помочь кристаллизовать его состояние, Герко не планирует этого делать. Он также заплатил £1,2 млрд британским налоговым органам за последние два года, по оценкам Sunday Times, что резко контрастирует с жестко структурированными делами других миллиардеров, базирующихся в стране.
«Алекс хочет сохранить контроль, это его детище. Зачем ему отказываться от бизнеса, чтобы потом выполнять все обязательства по IPO? Для него это не выгодно», — сказал кто-то, кто с ним работал.
Тем временем Герко за инициативы, поддерживающие математическое образование. Он основал Axiom Maths, британскую благотворительную организацию, которая организует «математические кружки» для школьников средних классов, «подход, возникший в бывшем Советском Союзе» — намек на происхождение миллиардера.
Но Герко больше не россиянин. В декабре 2022 года еврейский эмигрант отказался от своего гражданства.
Некоторые фирмы отказались работать с XTX якобы из-за русского происхождения Герко: XTX подала на них в суд за расовую дискриминацию.
Когда в прошлом году начался конфликт между Израилем и ХАМАС, Герко продолжал открыто высказываться в социальных сетях, осуждая учреждения, которые, как считалось, симпатизируют ХАМАС и одновременно делают пожертвования благотворительным организациям и больницам.
«К черту Гарвард», — написал он 8 октября прошлого года, заявив, что «никогда» не наймет никого из университета, находящегося в центре негативной реакции из-за своей позиции в отношении студенческих протестов.
Его аккаунт в Twitter с тех пор исчез, хотя он остается активным в LinkedIn, где продолжает критиковать политиков и соперников. «Крайне недальновидное решение», — написал он, когда правительство Великобритании не профинансировало новую национальную математическую академию.
Предыдущие цели его насмешек включают конкурентов Citadel Securities и Virtu Financial. «Новый глава отдела по соблюдению? Или сразу в совет директоров?» — написал он, когда Дуг Сифу, генеральный директор Virtu, написал в Twitter о покупке новой собаки породы корги.
«Они все ненавидят друг друга. XTX и Citadel — их руководители не питают друг к другу никакой симпатии», — сказал глава европейской фондовой биржи.
«Конкуренция делает рынки лучше, и стремительный рост XTX как ведущей торговой компании был впечатляющим и позволил нам стать лучшей фирмой, способной конкурировать с их превосходством», — сказал Сифу.
Citadel Securities, ссылаясь на предыдущие публикации о них, заявила: «FT обязана пролить свет на его возмутительные посты в социальных сетях».
Теперь Герко, судя по всему, сосредоточился на математике, стремлении превзойти конкурентов и завоевать долю рынка.
«Они зарабатывают деньги буквально на ходу», — сказал Джесси Форстер, руководитель отдела структуры фондового рынка в Coalition Greenwich.
«XTX немного напоминает мне Renaissance Technologies», — добавил он, имея в виду хедж-фонд, основатель которого миллиардер Джим Саймонс был известен своей любовью к взлому кодов и математике, а не к деньгам.
Но человек, знающий Герко, не согласен: «Он хочет бросить вызов всем им, он хочет быть лучше Renaissance, лучше Citadel».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Почему Федеральный резерв решился на значительное снижение процентной ставки
Новые титаны Уолл-стрит: как трейдинговые компании вырвали победу у крупных банков