Китай пытается догнать Илона Маска в космосе

14.10.2024 14:01

Председатель Си Цзиньпин хочет превратить Китай в космическую державу. Однако значительное преимущество SpaceX и опасения Китая по поводу безопасности могут помешать частным стартапам страны в области космических запусков.

Китайские компании быстро стали мировыми лидерами в передовых отраслях, которые правительство считает критически важными. Однако есть одна область, в которой страна потерпела неудачу.

   Зрители наблюдают за запуском Smart Dragon-3, дочернего предприятия государственной Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации, с морской платформы у побережья провинции Шаньдун на востоке Китая 24 сентября.Фотограф: Тан Кэ/Avalon/ZUMA Press

Более чем через десять лет после того, как президент Си Цзиньпин начал реформы для запуска китайских космических стартапов, производители ракет и спутников страны даже близко не приблизились к уровню ведущей мировой компании SpaceX.

Компания Илона Маска управляет более чем 6000 спутников Starlink, обеспечивая широкополосный доступ от Аргентины до Зимбабве, в то время как у китайских компаний их всего несколько десятков. SpaceX является пионером в повторном использовании частей своих ракет, что позволяет компании сократить свои расходы, и в настоящее время испытывает гораздо большую многоразовую ракету Starship. Китайские компании полагаются на одноразовые технологии, которые устарели.

Клиенты со всего мира платят за то, чтобы грузы поднимались на ракетах Маска, но китайские ракеты в основном перевозят внутренние полезные грузы. Поэтому неудивительно, что SpaceX провела около 100 запусков в 2023 году, в восемь раз больше, чем все китайские частные стартапы вместе взятые. В этом году разрыв ещё больше: менее 10 запусков ракет китайских стартапов и более 90 запусков серии Falcon Маска.


«Их ракеты теперь регулярно летают и выполняют коммерческие миссии, в то время как Китай ещё не освоил эту технологию», — говорит Хо Лян, генеральный директор Deep Blue Aerospace, стартапа, разрабатывающего ракеты с ускорителями, которые можно перерабатывать для многократных запусков.


Китай намерен изменить свой статус второстепенного игрока. В то время как китайские космические компании преуспевают по сравнению с коллегами из Европы, Индии или Японии, Си Цзиньпин не заинтересован в сравнении с игроками второго или третьего эшелона. Его цель, как он отметил во время встречи с космическими учёными 23 сентября в Пекине, — «превратить Китай в космическую державу».

Правительство оказывает большую помощь своему космическому бизнесу. Это включает помощь в разработке многоразовых ракет, например, новый центр в Пекине для передачи технологий компаниям. В сентябре стартапы Deep Blue и LandSpace Technology провели свои самые амбициозные испытания вертикального взлёта и посадки — обязательного условия для многоразовых ракет — и несколько стартапов и государственных компаний нацелены на миссии в 2025 и 2026 годах.

Китайские производители спутников также наращивают производство, а компании расширяют свои орбитальные коммуникационные сети. В августе китайская ракета вывела на орбиту 18 новых спутников Spacesail, первую партию в долгожданной группировке на низкой околоземной орбите (НОО), призванной конкурировать со Starlink. Geespace, дочерняя компания китайского автомобильного конгломерата Zhejiang Geely Holding Group, в сентябре отправила 10 спутников на низкую околоземную орбиту, что стало её вторым запуском в этом году. Сейчас у Geely 30 спутников, и к концу 2025 года планируется вывести группировку из 72 спутников.

Правительство хочет облегчить запуски с помощью нового финансируемого государством объекта для использования коммерческими операторами. Комплекс на побережье островной провинции Хайнань сможет вместить более 10 типов ракет и проводить более 30 запусков в год. Государственные СМИ сообщают, что первый полёт частной ракеты состоится в 2025 году.

До сих пор правительство резервировало Хайнань для государственных компаний, связанных с военными, вынуждая стартапы довольствоваться удалёнными внутренними объектами или плавучими стартовыми площадками в море. «Китай находится в явно невыгодном положении с точки зрения стартовых площадок по сравнению с США», — говорит Цзяньвэй Ли, управляющий партнёр Zhencheng Capital, китайской венчурной компании, инвестировавшей в Deep Blue.

Рядом находится Вэньчанский аэрокосмический суперкомпьютерный центр, завершённый в прошлом году стоимостью около 1,2 млрд юаней (169 млн долларов США). Это единственный в стране суперкомпьютерный центр, ориентированный на космическую отрасль, в нём установлено 36 компьютеров, оснащённых графическими процессорами A100 от Nvidia Corp., приобретёнными до того, как Вашингтон запретил экспорт таких передовых чипов в Китай в 2022 году.


«Идёт обсуждение того, что правительство не сделало достаточно для поддержки» отрасли, говорит Р. Линкольн Хайнс, доцент Школы международных отношений Сэма Нанна в Технологическом институте Джорджии. Новые объекты на Хайнане указывают на то, что «на высоких уровнях произошёл сдвиг в сторону предоставления большей поддержки для успешной коммерческой космической отрасли».


Есть предел тому, насколько сильно Си готов передать полномочия частному сектору. Китайские стартапы получили гораздо меньше государственной поддержки, чем компания Маска, которая за два десятилетия получила более 18 миллиардов долларов от НАСА, Пентагона и других федеральных заказчиков.

Вместо этого правительство Си в основном отдаёт свои деньги государственным предприятиям, связанным с Народно-освободительной армией.

Поскольку создание созвездий LEO является главным приоритетом, правительство вряд ли доверит эту задачу стартапам, считает Аланна Кроликовски, доцент кафедры политологии в Миссурийском университете науки и технологий. «Китайский ответ Starlink — это не обычный коммерческий проект, это критически важная часть национальной инфраструктуры», — говорит она. «Его создание не подлежит обсуждению».

Даже если государственные предприятия возьмут на себя ведущую роль в таких стратегически важных космических проектах, в ближайшие годы стартапы будут играть более важную роль, считает Клейтон Своп, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.


«Китай значительно отстаёт по времени», — говорит он. Но это также означает, что Пекин может следовать дорожной карте, которую правительство США разработало в рамках как демократической, так и республиканской администраций, чтобы поддержать SpaceX по мере роста компании Маска. Си может «отмотать назад на 10 лет, чтобы увидеть, как это произошло», — говорит Своуп, — «потому что они копируют то, как это сработало в США». — С Лулу Шен.


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Эксцентричная Кэти Вуд сулит акциям Tesla взлет в 10 раз благодаря автономным такси

Баффет увидел взгляды в Индии

Акции Tesla упали на 6% в постмаркетинге после оглашения квартальных результатов

Илон Маск представил роботакси Tesla Cybercab