Компания Uber рассматривает возможность приобретения Expedia — американского сервиса для бронирования путешествий, стоимость которого оценивается примерно в 20 миллиардов долларов. Это может стать крупнейшей сделкой в истории компании, предоставляющей услуги по заказу поездок, и позволит ей продолжить диверсификацию и поиск новых путей роста.
Любая сделка должна быть осуществлена деликатно, поскольку генеральный директор Uber Дара Хосровшахи управлял Expedia до 2017 года и остается в ее совете директоров © FT montage/Bloomberg
По информации, полученной от трёх источников, знакомых с ситуацией, в последние месяцы Uber консультировался с экспертами после того, как идея покупки Expedia была предложена третьей стороной. Цель этих консультаций — изучить возможность сделки и определить её структуру.
В центре внимания обсуждений в Uber находится фигура Дары Хосровшахи — бывшего генерального директора Expedia с 2005 по 2017 год и нынешнего неисполнительного директора в совете директоров компании. Это делает вероятным, что любой подход к сделке будет дружественным и что Хосровшахи не будет участвовать в обсуждении сделки.
Источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что интерес Uber к Expedia находится на ранней стадии и что сделка может не состояться. На данный момент не было никаких официальных контактов с Expedia, и в настоящее время переговоры не ведутся, сообщил один из источников.
Хосровшахи — протеже Барри Диллера, известного бизнесмена и исполнительного председателя Expedia. Глава Uber провёл семь лет в интернет- и медиагруппе Диллера IAC и назвал его своим наставником.
Uber, Expedia и Диллер отказались от комментариев. После публикации Financial Times акции Expedia выросли на 7,6% на внебиржевых торгах, в то время как акции Uber упали почти на 2,7%.
За последние годы Uber расширил свою деятельность, перейдя от услуг по заказу поездок к бронированию билетов на поезда и самолёты, доставке еды, корпоративной логистике и рекламе. Компания стремится стать «суперприложением», похожим на многоцелевые платформы, созданные китайскими технологическими компаниями, такими как WeChat.
Хосровшахи заявил Financial Times на этой неделе: «Куда бы вы ни захотели пойти в своём городе и что бы вы ни захотели получить, мы хотим предоставить вам такую возможность».
Приобретение Expedia и её технологий бронирования придаст новый импульс этим амбициям. Четвёртая по величине онлайн-компания по путешествиям получила доход в размере 12,8 миллиарда долларов в 2023 году на фоне туристического бума после пандемии, но этим летом она предупредила о замедлении спроса на путешествия.
Мощь Uber в сфере слияний и поглощений укрепилась благодаря росту акций на 85% за последний год, что обеспечило рыночную капитализацию в 173 миллиарда долларов. В феврале компания из Сан-Франциско сообщила о первом годе операционной прибыльности, обусловленной возрождением спроса на услуги такси, а также доставкой еды, логистикой и быстрорастущим рекламным подразделением.
Финансовый директор Прашант Махендра-Раджа заявил в августе, что «главным приоритетом» Uber при размещении капитала являются инвестиции в рост, в том числе за счёт приобретений.
За последний год акции Expedia выросли более чем на 50%, но это лишь десятая часть от стоимости потенциального покупателя: рыночная стоимость компании составляет чуть менее 20 миллиардов долларов.
С момента выхода на биржу в 2019 году Uber заключил несколько крупных сделок. Компания расширила свою деятельность, включив в неё доставку еды и напитков, приобретя Postmates за 2,65 миллиарда долларов и Drizly за 1,1 миллиарда долларов, вышла на рынок грузоперевозок и логистики, купив Transplace за 2,25 миллиарда долларов, а также заключила сделку на 3,1 миллиарда долларов с Careem, ближневосточным сервисом по заказу такси.
Компания также владеет акциями компании Aurora, занимающейся производством беспилотных автомобилей, и китайской группы DiDi, предоставляющей услуги по заказу поездок на такси. Недавно она заключила партнёрские соглашения с сервисом беспилотных такси Waymo от Google и Cruise от GM.
В августе Uber получил свой первый инвестиционный кредитный рейтинг. Руководители компании стремились к тому, чтобы любая заявка на Expedia не привела к понижению рейтинга до «мусорного», сообщили два источника, знакомые с ситуацией.
В Expedia Хосровшахи был одним из самых высокооплачиваемых руководителей в Америке. Uber компенсировал ему 160 миллионов долларов в виде опционов, от которых он отказался, покинув Expedia, с опционами, связанными с повышением оценки его нового работодателя до 120 миллиардов долларов и обязательством оставаться в компании в течение пяти лет.
Акции Uber упали сразу после листинга, но с тех пор резко выросли, увеличив стоимость опционов Хосровшахи примерно до 136 миллионов долларов к концу февраля. С тех пор акции выросли ещё на 23%.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Пришло время продавать акции — Bank of America
S&P 500 достиг рекордной высоты
Goldman утверждает, что покупка S&P 500 после падения на 5% обычно выгодна