Где страхуются российские нефтяные танкеры

22.10.2024 17:12

В Bloomberg выяснили, кто страхует танкеры, перевозящие российскую нефть, от рисков разлива


Часть танкеров все еще пользуется страховками западных компаний. Однако владельцы судов все чаще обращаются к российским страховщикам, которых поддерживает государственный перестраховщик, находящийся под жесткими санкциями. Некоторым удается найти страховщиков в таких местах, как Камерун и Кыргызстан.

Изменение в страховом покрытии создало неопределенность относительно того, насколько быстрыми и всеобъемлющими могут быть выплаты в случае серьезного происшествия. Эта тема вышла на передний план 17 октября, когда власти Великобритании заявили, что начнут проверять танкеры с подозрительным страхованием при проходе через Ла-Манш.

Теневой флот в Балтийском море

Данные, собранные Эстонией, в совокупности с информацией, полученной Bloomberg и некоммерческой журналистской организации Danwatch, дают самое подробное представление об экологических рисках, которые могут возникнуть у европейских стран из-за санкций, которые они сами наложили на Москву. Они раскрывают эффект бумеранга, связанный принуждением огромного количества судов работать в тени.


«Те, кто несет убытки — рыбаки, туристическая индустрия, например — могут столкнуться с задержками в получении компенсации или вообще не получить ее», — сказал Майк Солтхаус, глава внешних связей NorthStandard, одной из крупнейших морских страховых компаний мира.


Западные компании

До начала военного конфликта подавляющее большинство российских нефтяных танкерных перевозок страховалось западными фирмами, входящими в Международную группу клубов защиты и возмещения ущерба (International Group of Protection & Indemnity Clubs).

Затем они покупали большие объемы перестрахования, чтобы защитить себя от наихудшего сценария разлива, настаивая на том, чтобы суда следовали самым высоким возможным стандартам безопасности для поддержания отраслевых рисков на минимально возможном уровне.

Эти фирмы все еще в деле, но, по данным исследованиям Bloomberg и Danwatch, к ним присоединилась растущая группа новых участников, в первую очередь из России.

Эстонские власти изучили страховые документы около 150 нефтяных танкеров, перевозивших российскую нефть в июле и августе. Их выводы показали, что 20-25% имели страховое покрытие от российских фирм.

Кажется, что у большинства судов по-прежнему западное покрытие, но на практике это маловероятно, поскольку Эстония не могла настаивать на проверке покрытия каждого судна, а те, у кого оно наименее, могли не сотрудничать или пересекать воды вне ее досягаемости. На основе отслеженных Bloomberg поставок расследование Эстонии выявило страховщиков примерно 40% проходящего флота.

Российское перестрахование

Наряду с данными Эстонии, Bloomberg и Danwatch изучили документы танкеров, замеченных в перевозке российской нефти, просмотрели веб-сайты страховщиков и отраслевые базы данных, а также поговорили с людьми, обладающими подробными знаниями, о практике транспортировки и страхования нефти в стране.

Что важно, Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) поддерживает три московские фирмы, которые страхуют многие танкеры, перевозящие российскую нефть, от разливов и столкновений через датские и турецкие проливы. Эстонские власти также обнаружили, что камерунский страховщик и кыргызская фирма покрывали как минимум по два танкера каждая.

Через датские проливы проходят грузы стоимостью около полутриллиона долларов в год и примерно 7% мировой морской нефти. Об этом свидетельствуют данные Clarkson Research Services Ltd.

Министр предпринимательства Дании Мортен Бодсков, который контролирует морскую деятельность, сказал по электронной почте, что правительство страны «глубоко обеспокоено» «сомнительным страхованием» судов, проходящих через проливы.

Датские власти ведут постоянный диалог с другими странами и работают над решением этой проблемы, — сказал он.


«Это международная проблема, требующая международных решений, и важно, чтобы все новые меры могли быть реализованы на практике и были юридически обоснованными», — сказал Бодсков, добавив, что конкретная работа является конфиденциальной.


Страховщики в странах G-7 могут страховать российскую нефть только при наличии письменных гарантий того, что грузы закупаются ниже определенных цен, установленных странами «Большой семерки» и их союзниками. Для сырой нефти это 60 долларов за баррель.

Это открыло окно — и потребность — для большего покрытия со стороны России и других стран.

Новые участники

«Ингосстрах» был уже хорошо известен в международном танкерном мире до конфликта, его роль расширилась для танкеров, перевозящих нефть из западных портов России, говорят представители отрасли. Две другие компании, «АльфаСтрахование» и «Согаз», ранее были практически неизвестны на мировом танкерном рынке.

Тот факт, что эти фирмы в конечном счете имеют перестрахование от РНПК, которая подчиняется центральному банку, фактически может возложить на саму Россию обязательство по выплате полной суммы. Возникает вопрос, что произойдет, если что-то серьезное случится на побережье страны, которую Москва считает «недружественной». РНПК и центральный банк не ответили на отправленные по электронной почте запросы комментариев.

Со своей стороны, «Ингосстрах» в ответе на вопросы по электронной почте заявил, что является хорошо капитализированной фирмой, которая вполне способна удовлетворять претензии — и даже могла бы сделать это, если бы перестраховщик не выполнил свои обязательства.


«Ингосстрах» заявил, что не стремился расширить свое присутствие в морском страховании после окончания конфликта, и что активно отозвал или отказал в покрытии более чем 100 судам между 2023 и 2024 годами, поскольку они не соответствовали его стандартам.


 

Московская компания заявила, что РНПК представляла лишь часть более широкого портфеля перестрахования, но отказалась уточнять детали, ссылаясь на коммерческую тайну.

В более широком смысле она заявила, что санкции, такие как наложенные на нее Великобританией, только увеличивают экологические риски. Это происходит потому, что меры вынуждают еще больше судов использовать неадекватное страхование.

Вопросы оплаты

Российские официальные лица уже заявили Международной морской организации, что западные санкции — а не Москва — несут ответственность за создание теневого флота.

Однако вопрос заключается в том, может ли крупная перестраховочная выплата — тому, кого Кремль считает «недружественным» государством — стать политическим вопросом. Государственный перестраховщик РНПК находится под санкциями США, Великобритании и ЕС.

Индийские закупки

Чтобы помочь обойти западный потолок цен, Москва обратилась к большому флоту судов и поставщиков услуг, которые работают без участия западных фирм и, следовательно, не связаны потолком цен.

«Ингосстрах», например, является основным поставщиком страхования от разливов для танкеров, перевозящих нефть страны в Индию для грузов, превышающих западный потолок цен. Об этом изданию сообщил человек, знакомый с ситуацией.

«Ингосстрах» не базируется в G-7 и, следовательно, не обязан придерживаться требований к потолку цен. Скорее, он заявил, что не будет иметь дело с организациями, которые нарушают правила. «Ингосстрах» заявил, что было бы неправильно предполагать, что фирма намеренно страхует грузы выше потолка, и поставил под сомнение достоверность этой информации.

Плохое состояние

Bloomberg и Danwatch ранее сообщали о стареющих танкерах, перевозящих российскую нефть через Данию, и о том, как они все чаще отказываются использовать специализированных лоцманов для прохода через проливы.

Эксперты-навигаторы также бьют тревогу по поводу ухудшающегося состояния многих танкеров, которые они все еще проводят.

Лоцманы не связывают какого-либо одного страховщика с танкерами, не отвечающими стандартам. И нет никаких признаков того, что российские компании допускают такое судоходство. Лоцманы также сказали, что суда, контролируемые государственной судоходной компанией «Совкомфлот», многие из которых застрахованы «Ингосстрахом», как правило, имеют высокие стандарты безопасности.

Международная морская организация, агентство ООН по судоходству, перенаправила вопросы о влиянии санкций на российское страхование к руководству, которое она выпустила через два месяца после начала конфликта на Украине.

В этом руководстве говорилось, что так называемые государства порта, которые могут посещать суда, должны проверять у стран, где зарегистрированы суда — так называемые государств флага — действительность их страховки.

Через два месяца после выхода руководства ИМО на РНПК были наложены санкции Министерством финансов США. Затем в феврале 2023 года она была внесена в список Европейским Союзом. В ноябре прошлого года власти Великобритании также нацелились на нее.

После выхода из датских проливов танкеры часто плывут через Северное море, через Ла-Манш между Великобританией и Францией, далее мимо Португалии, а затем через Гибралтарский пролив и воды возле Испании, что подчеркивает диапазон потенциально затронутых стран.

Турецкие проливы

«Ингосстрах» и «Согаз» также являются крупнейшими поставщиками страхования для танкеров, проходящих через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, перевозящих нефть, загруженную в российском черноморском порту Новороссийск, по словам человека, знакомого с ситуацией,

В случае с Турцией власти лучше контролируют поток грузов через свои воды. Суда обычно проходят только в дневное время и должны обязательно привлекать опытных местных лоцманов, что ограничивает риски. Они должны представить доказательства действующего страхования.

Турецкий чиновник, говоривший на условиях анонимности, заявил, что они уверены в выплате в случае аварии, не в последнюю очередь потому, что страна не выступила против Москвы с начала конфликта на Украине, и потому что платежи могут быть произведены в лирах.

Российским страховщикам также пришлось бы учитывать репутационный ущерб от неуплаты, особенно в такой дружественной стране, как Турция, — сказал Бугра Пердар, управляющий партнер Стамбульской юридической фирмы Nereus Law, которая консультирует клиентов по вопросам морского страхования.

Разрыв с давними страховыми договоренностями является частью сдвига в гораздо более крупной морской экосистеме, которая десятилетиями в основном работала вместе для улучшения стандартов безопасности и ограничения повторения крупных разливов, подобных тем, что произошли с танкерами «Эрика» или «Престиж» на рубеже тысячелетий.

Военный конфликт — и более широкая санкционная среда против таких стран, как Иран и Венесуэла — вынудила сотни танкеров работать в параллельной операционной среде, которая пока не была проверена крупным разливом.

«К сожалению, это запутанная паутина, и она опирается и опиралась на то, что все следуют одним и тем же правилам,» — сказал Нил Робертс, который возглавляет форум по политике Международного союза морского страхования. «Теперь у нас есть люди, которые не следуют тем же правилам, и система не готова к тому, чтобы справиться с этим».

Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

Россия наращивает экспорт нефти через Балтику до 6-месячного максимума

Танкеры из санкционного списка все активнее возвращаются к перевозке российской нефти