Франция затягивает пояса

23.10.2024 12:21

«Каждый почувствует некоторую боль»: риски роста французского бюджета

После долгих лет безуспешных попыток сбалансировать свой бюджет, Франция намерена сократить дефицит в следующем году за счёт повышения налогов и сокращения расходов на сумму 60 миллиардов евро.

   Президент Франции Эммануэль Макрон и новый премьер-министр-консерватор Мишель Барнье © FT montage/Getty/Shutterstock

Однако аналитики и бизнесмены выражают опасения, что такие меры могут привести к негативным последствиям для экономического роста. Ситуация в экономике Франции и так хрупкая, и затягивание поясов может усугубить её ещё больше.

Это, в свою очередь, может негативно сказаться на еврозоне, где Франция до недавнего времени служила своего рода «подушкой безопасности», защищая от резкого замедления экономики Германии.

Новый премьер-министр Франции Мишель Барнье представил в этом месяце фискальный пакет, цель которого — сократить дефицит с 6,1% в этом году до 5% к концу 2025 года.

Барнье полагает, что его предложения не только позволят Франции достичь установленного Евросоюзом лимита дефицита в 3% к 2029 году, но и позволят второй по величине экономике еврозоны вырасти на 1,1% в 2025 году — примерно на тот уровень, который правительство ожидает в этом году.

Хотя они говорят о значительном сокращении расходов, министры также утверждают, что повышение налогов для крупных компаний и богатых будет «целевым и временным», что будет препятствовать сохранению рабочих мест и росту.


«В нынешней экстренной ситуации у нас нет иного выбора, кроме как сократить государственные расходы и дефицит», — сказал Барнье, который также предупредил, что Франции грозит финансовый кризис, если проблемы не будут решены.


Французские прогнозы ухудшаются из-за сокращения бюджета.

Прогнозировать влияние бюджета на экономику сложно, поскольку у Барнье нет парламентского большинства и он рискует столкнуться с вотумом недоверия, а это значит, что ему придётся идти на компромисс с законодателями.

Однако многие экономисты полагают, что последствия фискальных ограничений, составляющие до 2% от объёма производства, почти наверняка окажутся более плачевными, чем ожидает правительство.

Даже до того, как было учтено влияние бюджета, ожидалось, что Франция покажет одни из худших показателей среди крупных развитых экономик.

До принятия бюджета ожидалось, что экономика Франции в этом году будет расти быстрее, чем экономика еврозоны, а затем в 2025 году начнёт снижаться.

С 2010 года Франция превзошла только три своих соседа по годовому росту ВВП.

Однако в расчёте на душу населения картина немного хуже.

Некоторые экономисты прогнозируют, что рост валового внутреннего продукта в следующем году может снизиться до 0,5%.


«Этот период будет трудным для всех: не только для предприятий и богатых, чьи налоги вырастут, но и для домохозяйств и местных органов власти», — сказал Бруно Кавалье, главный экономист Oddo, банка, который относится к числу наиболее медвежьих. «Все почувствуют некоторую боль».


Исследовательская группа OFCE, базирующаяся в Париже, прогнозирует, что ВВП вырастет на 0,8%, поскольку жёсткая фискальная политика сведет на нет позитивный эффект от снижения цен на энергоносители и снижения процентных ставок Европейским центральным банком.

Франсуа Виллеруа де Гало, глава Банка Франции, недавно заявил на радио France Inter, что последствия будут управляемыми. Он назвал прогноз OFCE «немного пессимистичным», учитывая другие «благоприятные элементы», такие как высокий уровень сбережений, доступных для смягчения потребления.

И без того хрупкая экономика

Другие экономисты предупреждают, что спрос уже нестабилен, поскольку домохозяйства по-прежнему предпочитают сберегать, а не тратить, даже несмотря на то, что их зарплаты начинают догонять инфляцию.


«Без государственных расходов потребление снизилось бы уже в прошлом году», — сказал Жиль Моэк, главный экономист страховой компании Axa, который считает, что рост ВВП может составить всего 0,6% в 2025 году.


Более высокие процентные ставки уже нанесли ущерб, несмотря на недавние сокращения ЕЦБ. Банкротства достигли самого высокого уровня за последние годы, поскольку подушка безопасности от программ помощи Covid-19 тает.

Кэтрин Герниу, владелица небольшого бизнеса, который производит окна для домов и офисов, в этом году потеряла пятую часть своих доходов. Она опасается дальнейшего замедления из-за сокращения государственных субсидий на энергоэффективные ремонты.


«Я подумываю о сокращении инвестиций в мою компанию», — сказала Герниу.


Предложенный бюджет может также ударить по рабочим местам.

Щедрые субсидии в размере до €6000 в год компаниям, которые нанимают учеников, — субсидии, которые помогли подтолкнуть ещё миллион человек присоединиться к рабочей силе Франции, — будут сокращены. Другие налоговые льготы, предоставляемые работодателям, чтобы побудить их нанимать низкооплачиваемых работников, будут сокращены.

Почти наверняка президент Эммануэль Макрон не сможет достичь своей цели по снижению уровня безработицы до 5%, и уровень безработицы вырастет с текущих 7,3%.

Бруно Кастань, владелец небольшой клининговой компании с восемью сотрудниками, сообщил, что его бизнес пострадает из-за уменьшения налоговых льгот на начальные зарплаты и обучение.


«Я потеряю почти половину своей прибыли, которая сейчас составляет 6%», — сказал он. «Мне становится всё труднее справляться с неопределённостью, а конкуренция на рынке усиливается».


С окончанием эпохи Макрона проблемы только усугубляются.

Бюджет показывает, что благоприятные для бизнеса реформы, которые проводил Макрон, уходят в прошлое. Приоритетом для Брюсселя и инвесторов становится улучшение государственных финансов.

Из-за опасений по поводу финансового положения Франции в этом году произошло снижение стоимости долгосрочных облигаций, что привело к увеличению доходности 10-летних облигаций до чуть более 3%, что впервые с финансового кризиса 2008 года превысило показатель Испании.

Правительство Барнье предложило ввести новые сборы в размере €15,6 млрд для крупных компаний и состоятельных людей. Он неоднократно заявлял, что повышение продлится всего два года, но мало кто из экспертов верит в это.

Моэк считает, что в краткосрочной перспективе у правительства не было другого выбора, кроме как сосредоточиться на богатых людях и компаниях, которые могли бы «выдержать удар».

В долгосрочной перспективе Франции будет сложно использовать привычный метод налогообложения для покрытия дефицита, поскольку налоговое бремя уже составляет большую долю ВВП, чем в любой другой стране ОЭСР.

Хотя правительство утверждает, что пакет мер предусматривает сокращение расходов на две трети и повышение налогов на одну треть, независимый орган по надзору за бюджетом, Высший совет государственных финансов, оспаривает их методологию.

Расчёты Барнье не учитывают базовый уровень расходов на 2023 год, а также то, какими были бы расходы в 2025 году, если бы ничего не было сделано. Haut Conse подсчитал, что реальная фискальная «смирительная рубашка» была намного слабее — скорее €42 млрд, чем €60 млрд — причём 70% ограничений приходилось на повышение налогов.

Экономисты согласны с этим. «Необычный метод, который использовало правительство, создаёт впечатление, что оно делает больше, чем есть на самом деле, и что пакет включает больше сокращений расходов, чем налогов», — сказала Сильвия Арданья из Barclays. «Всё наоборот».

Очевидная ловкость рук Барнье и тот факт, что Франция не сбалансировала свой бюджет с 1974 года, говорят о масштабе проблем, с которыми сталкивается вторая по величине экономика еврозоны.

Его правительству меньшинства не хватает политического влияния, чтобы проводить непопулярную политику, которая необходима Франции для решения проблемы постоянного дефицита.

Первым шагом должно стать сокращение огромного пенсионного счёта, который составляет 14% ВВП в год — это политический третий рельс, учитывая право голоса пожилых людей. Государственные услуги, от здравоохранения до образования, также получили сотни миллиардов дополнительных денег с 2017 года, но не всегда обеспечивают лучшие результаты.


«Они делают то, что возможно с политической точки зрения… но это лишь временное решение», — сказал Эндрю Кеннингем из консалтинговой компании Capital Economics. «Общепризнано, что им нужно сократить государственные расходы. У них просто нет полномочий для этого».


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Демократия способствует росту благосостояния нации: «Нобель» по экономике

Евро падает после слабых данных и на фоне переживаний за Францию

Евро в тупике, как и политическая ситуация во Франции