На фото Илон Маск с Дональдом Трампом за кулисами перед предвыборным мероприятием в Батлере, штат Пенсильвания. Источник: Bloomberg
У генерального директора Tesla Inc и SpaceX, пожертвовавшего более $100 млн на предвыборную кампанию Трампа, обширные бизнес-интересы в Китае. Он пользовался там привилегиями, которые редко предоставлялись другим иностранным инвесторам. Например, Tesla получила беспрецедентное разрешение на полное управление своей местной дочерней компанией. Сегодня половина всех электромобилей Tesla производится в Китае.
Взгляды Маска на некоторые из самых чувствительных вопросов в отношениях США и Китая также во многом совпадают с позицией Си. Бизнесмен заявил, что Тайвань должен фактически находиться под контролем Пекина, и выразил несогласие с американскими пошлинами на китайские электромобили — позиция, которая противоречит угрозам Трампа ввести тарифы до 60% на все товары, произведенные в Китае.
В апреле, на фоне снижения доходов Tesla, Маск неожиданно приехал в Китай, чтобы получить разрешение на запуск программного обеспечения для помощи водителю на крупнейшем автомобильном рынке мира. Он встретился с премьером Ли Цяном, который, будучи секретарем Коммунистической партии Китая в Шанхае, помог компании создать там свой главный завод. Вскоре после этого автомобили Tesla местного производства прошли проверку на соответствие важному требованию по безопасности данных и конфиденциальности в Китае.
«У нас есть шаблон с Маском: он льстит китайцам, и они дают ему преференции, и они будут пользоваться этой схемой, чтобы попытаться повлиять на администрацию Трампа», — считает Дерек Сайзерс, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, ранее работавший в Пентагоне. «Он крайне про-китайский».
Взгляды Маска на Китай резко контрастируют с позициями других людей из окружения Трампа в вопросах политики в отношении второй по величине экономики мира. Роберт О’Брайен, бывший советник Трампа по национальной безопасности, написал в журнале Foreign Affairs в этом году, что США должны разорвать все экономические связи с Китаем, а Майкл Помпео, бывший государственный секретарь, призвал США признать Тайвань независимым государством.
Обе стороны — и кампания Трампа, и Маск — не ответили на запросы о комментариях, отправленные агентством Bloomberg по электронной почте.
Во время поездок Маска в Китай его регулярно принимают высокопоставленные китайские лидеры, включая Ли и различных министров. Даже его мать, Мэй Маск, пользуется определенной популярностью в стране. Помимо того, что Tesla стала первым международным автопроизводителем в Китае, работающим без совместного предприятия с местным производителем — исключение, не предоставленное таким компаниям, как Volkswagen AG или General Motors Co., — Tesla стремится получить и другие привилегии.
Всего месяц назад официальная газета China Daily заявила, что Tesla, вероятно, станет одной из первых компаний, которые присоединятся к пилотной программе, позволяющей иностранным компаниям управлять собственной телекоммуникационной инфраструктурой, что может помочь компании приблизиться к внедрению своей системы помощи водителю.
«Отношения между Tesla и Китаем — это отношения взаимозависимости, где Tesla нуждается в Китае для масштабов производства и совершенства цепочки поставок, в то время как Китай приветствует Tesla за ее технологическое лидерство», — сказал Кевин Сюй, инвестор в технологии и основатель Interconnected Capital, базирующийся в США.
«Я вижу, что Маск может стать ключевым посредником между США и Китаем по многим вопросам технологий и торговли во второй администрации Трампа», — добавил Сюй. «Маск, вероятно, будет подталкивать Трампа к более дружелюбной политике в отношении электромобилей в США, чего Трамп пока не делал».
На предвыборной кампании Трамп выразил готовность позволить китайским автопроизводителям строить автомобили в США, даже угрожая всеобъемлющими тарифами на Китай, которые фактически уничтожат торговлю между крупнейшими экономиками мира. В то же время бывший лидер США проявил готовность заключать сделки и выразил восхищение Си.
«Он контролирует 1.4 млрд человек железной рукой», — сказал Трамп о Си в недавнем подкасте с комиком Джо Роганом. «Я имею в виду, он гениальный парень, нравится вам это или нет».
Комментарии Маска о Коммунистической партии обычно вызывают похвалу в Пекине. В 2021 году, после того как он сказал, что китайское правительство «возможно, более ответственно» за счастье людей, чем США, тогдашняя пресс-секретарь Министерства иностранных дел Хуа Чуньин похвалила его «объективное заявление».
Год спустя Маск опубликовал статью в официальном журнале Администрации киберпространства Китая, где изложил видение того, как технологии могут обеспечить будущее человечества, которое во многом перекликается с целями правительства Си. После покупки «Твиттера» за $44 млрд, теперь переименованного в X, Маск решил убрать все ярлыки «государственный аффилированный» с сайта, включая такие как агентство Синьхуа, которое является пропагандистским органом Китая.
Маск о Тайване
Маск также часто высказывается по геополитическим вопросам. В 2022 году он сказал, что его рекомендация для Тайваня — «найти особую административную зону», что совпадает с видением Си по объединению самоуправляемого острова в рамках той же структуры, что и Гонконг с Макао.
В прошлом году он сказал, что Пекин рассматривает Тайвань как «неотъемлемую часть Китая», подобно Гавайям для США, вызвав критику в интернете. Политика «одного Китая» США признает Китайскую Народную Республику как «единственное законное правительство Китая», не уточняя свою позицию по вопросу суверенитета Тайваня.
Трамп уже выразил скептицизм по поводу обязательств США по защите Тайваня, вызвав опасения, что он может оставить остров без поддержки на фоне растущей напряженности с Пекином. Bloomberg сообщил в прошлом году, что переговоры между Тайванем и SpaceX о развертывании Starlink — спутниковой сети, которая может поддерживать связь в случае войны — были прерваны из-за того, что Маск настаивал на 100% владении компанией, что в настоящее время не разрешено законами острова.
«Я не думаю, что ни Трамп, ни Маск особенно заботятся о национальной безопасности или определяют ее так же, как нынешняя администрация», — сказала Кендра Шефер, партнер консалтинговой компании Trivium China. «Во время первого срока Трампа, я бы сказала, что национальная безопасность определялась тем, кто последний шептал на ухо Трампу».
Несмотря на успех Tesla в Китае, Пекин продолжает относиться с подозрением к SpaceX Маска и его связям с Пентагоном. Газета Народно-освободительной армии Китая, официальный рупор китайской армии, однажды предупредила о «варварской экспансии» спутниковой сети Starlink, заявив, что она может быть использована правительством США, «одержимым стремлением к гегемонии».
Маловероятно, что Трамп или вице-президент Камала Харрис будут прислушиваться к советам Маска относительно Тайваня, считает Стивен Орлинс, президент Национального комитета по американо-китайским отношениям, который был членом юридической группы Госдепартамента, помогавшей устанавливать дипломатические отношения с Китаем.
«Правительства достаточно умны, чтобы знать, какие интересы есть у бизнесменов», — сказал Орлинс, добавив, что транснациональные компании с большими ставками в Китае могут сыграть конструктивную роль, если они будут раскрывать свои интересы.
«Мне не мешает наличие людей с интересами в обеих странах», — сказал Маск. «Это может привести к более мирному будущему».
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram