Разваливающаяся система торговых правил ждет разрушительного удара Трампа

14.11.2024 11:44

Новая администрация сталкивается с ВТО, которая уже и так подорвана давним неодобрением США

Когда Джо Байден покинет пост президента США, а Дональд Трамп вернётся, торговые партнёры Америки опасаются, что США могут использовать высокие импортные пошлины для искажения торговли, будут относиться к правилам Всемирной торговой организации с пренебрежением и угрожать торговыми ограничениями, чтобы заставить других следовать их примеру.

   Президент Дональд Трамп во время своего первого срока с Робертом Лайтхайзером, его торговым представителем. Многосторонняя система не обещает особого сопротивления даже до того, как Трамп начнет свою работу © Carolyn Kaster/AP

«Никаких изменений» было бы преувеличением, но не гротескным.

В последние годы наблюдается распад послевоенного порядка, возглавляемого США, в котором мировая торговля регулировалась правовой и политической структурой, основанной на правилах. Как гласит история, этот спад ускорился при первой администрации Трампа и лишь немного восстановился при Джо Байдене.

Однако это слишком позитивно по отношению к состоянию до падения Трампа. Можно привести доводы, что, адаптируя наблюдение Махатмы Ганди о западной цивилизации, суть многостороннего торгового порядка, закреплённого Вашингтоном, заключается в том, что это была бы очень хорошая идея.

До создания ВТО в 1995 году правила были закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, которое по сути управлялось небольшим клубом холодной войны союзных богатых стран. Урегулирование споров не было обязательным. США доминировали. Это был клуб равных, как НАТО.

США начали терять терпение по отношению к настоящей многосторонности, как только её попробовали, не одобряя Апелляционный орган системы урегулирования споров ВТО за его расширительные толкования правил. США также часто неохотно подчинялись постановлениям, будучи и нарушителем закона, и шерифом. Они потратили десятилетие, уклоняясь от эпохального постановления в пользу Бразилии против американских хлопковых субсидий, прежде чем просто заплатить бразильцам, вместо того чтобы реформировать свои искажающие торговлю выплаты.

США отошли от многосторонности при Джордже Буше-младшем, создав преференциальную систему и запустив Транстихоокеанское партнёрство в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот проект позже продолжила администрация Барака Обамы. Но ещё до того, как Трамп вывел США из ТТП, Конгресс заблокировал его, а Хиллари Клинтон отреклась от него в своей президентской предвыборной кампании 2016 года.

Теперь начинается самое интересное. В администрацию Трампа входит скептик ВТО Роберт Лайтхайзер, чья собственная кандидатура на вступление в Апелляционный орган была отклонена, в качестве торгового представителя. Администрация Трампа затруднила урегулирование споров в ВТО, отказавшись повторно назначать судей в Апелляционный орган.

Когда был избран Байден, его администрация говорила о хорошей многосторонней игре, но другие правительства-члены всё больше считали её недобросовестной. Да, она участвовала в переговорах ВТО по различным вопросам, но они ничего существенного не создали.

Однако Белый дом Байдена продолжал блокировать Апелляционный орган, заставляя другие правительства использовать эрзац-версию обходного пути и относясь к правилам ВТО с полным безразличием. Обоснование изменилось, но эффект был схожим. Трамп игнорировал правила ВТО по чисто протекционистским причинам, Байден — потому что они мешали субсидиям и тарифам его обширных вмешательств в зелёную промышленность.

Во время своего второго срока Байден продолжал блокировать Апелляционный орган, заставляя другие правительства использовать эрзац-версию обходного пути и относясь к правилам ВТО с полным безразличием. Обоснование изменилось, но эффект был схожим. Трамп игнорировал правила ВТО по чисто протекционистским причинам, Байден — потому что они мешали субсидиям и тарифам его обширных вмешательств в зелёную промышленность.

Во время своего второго срока Трамп вполне может просто продолжать относиться к ВТО с пагубным пренебрежением, а не активно пытаться её уничтожить. Есть раннее испытание с предстоящим повторным назначением генерального директора ВТО Нгози Оконджо-Ивеалы, чьё назначение Лайтхайзер изначально заблокировал в первый раз.

Главная опасность от Трампа будет исходить от его угрозы односторонних тарифов, не только прямых искажений мировой торговли, но и того, что другие правительства будут делать, чтобы их избежать. Маневры уклонения во время первого срока Трампа уже были юридически рискованными: квоты на импорт стали из Японии, предлагаемое двустороннее соглашение по промышленным товарам, нарушающее собственные правила ЕС.

Если Трамп решит, что другие страны должны присоединиться к США в односторонних тарифах на Китай или столкнуться с ответными мерами, сопутствующий ущерб может быть гораздо более серьёзным. США не просто игнорируют международное право, но и тянут за собой торговых партнёров.

Администрация Байдена попыталась (хотя и безуспешно) заставить ЕС ввести тарифы на импорт стали из Китая, которые почти наверняка будут незаконными для ВТО. Также она успешно надавила на Канаду, чтобы та ввела 100%-ные тарифы на электромобили из Китая и рассмотрела возможность запрета китайского программного обеспечения в подключенных автомобилях.

Однако при Трампе II давление, вероятно, будет намного сильнее, и правительствам придётся решать, насколько далеко они готовы следовать принципам, основанным на правилах, рискуя вызвать гнев Трампа.

Есть несколько позитивных моментов, которые они могут сделать для укрепления системы. Например, ЕС и МЕРКОСУР, южноамериканский торговый блок, могли бы в ближайшие недели завершить долгожданную торговую сделку. Это стало бы важным сигналом того, что принципы продолжают работать, несмотря на действия Трампа. В противном случае, как и раньше, они будут полагаться на свои компании, чтобы поддерживать работу производственных сетей, несмотря на официальные препятствия.

Многосторонняя система уже достаточно ослаблена неодобрением США за последние десятилетия, поэтому она не обещает особого сопротивления даже до того, как Трамп начнёт свою работу. Беспокойство, которое нарастало в Вашингтоне после создания ВТО, постепенно переросло в серьёзное недовольство, которое потрясло основы института. Даже если Трамп не разрушит его, здание многосторонности постепенно рухнет.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Что будет означать Трамп 2.0 для Украины, торговли, мигрантов, изменения климата и электромобилей?

Угроза паритета евро возвращается на фоне разговоров о тарифах Трампа и сокращениях ЕЦБ

Китай девальвирует юань в ответ на любые тарифы Трампа

Торговая война США с Китаем приводит к «неожиданно» не тем результатам