Брюссель планирует ввести новые правила, которые обяжут китайские компании передавать свои технологии европейским предприятиям. Это станет частью более жёстких условий торговли чистыми технологиями после выборов Дональда Трампа.
Китайские электромобили перед отправкой за границу. Европейская комиссия подтвердила тарифы до 35% на китайские электромобили, в дополнение к существующему сбору в 10% © STR/AFP/Getty Images
Впервые такие требования будут применены в тендере на гранты в размере €1 млрд для разработки аккумуляторов, который состоится в декабре. Об этом сообщили два высокопоставленных чиновника ЕС. По их словам, подобные критерии могут быть использованы и в других программах субсидирования ЕС.
Эти требования, хотя и в меньшем масштабе, отражают политику Китая, который оказывает давление на иностранные компании, заставляя их делиться своими технологиями в обмен на доступ на рынок. Однако чиновники заявили, что критерии могут быть изменены до начала тендера.
Эти планы являются частью ужесточения позиции Европы в отношении Китая. Брюссель стремится защитить компании блока, которые подчиняются строгим экологическим нормам, от дешёвого и более загрязняющего окружающую среду импорта.
В прошлом месяце Европейская комиссия ввела тарифы до 35% на китайские электромобили в дополнение к существующему 10%-ному сбору. Также были введены более строгие требования для компаний, претендующих на субсидии на водород. Теперь только 25% деталей в электролизерах, используемых для производства водорода, могут быть произведены в Китае.
Люди, близкие к избранному президенту США, заявили, что он окажет давление на ЕС, чтобы тот последовал его примеру и создал ещё больше барьеров для китайских товаров и инвестиций.
Если Трамп продолжит свою угрозу ввести 60%-ные пошлины на китайский экспорт, Пекин, вероятно, перенаправит свои экспортные поставки в другие регионы, например, в ЕС. В свою очередь, ЕС может попытаться принять меры для сдерживания потока.
«Если мы хотим поддержать планы Трампа, то нам нужно решить, как действовать в отношении Китая», — заявил высокопоставленный дипломат ЕС.
Однако этот шаг также предпринимается на фоне растущей обеспокоенности состоянием экономики ЕС и способностью компаний достичь амбициозных климатических целей без использования дешёвого импорта.
Брюссель также включил требования к внутреннему производству в законодательство, направленное на стимулирование чистых технологий, которое было принято в мае.
Элизабетта Корнаго, старший научный сотрудник аналитического центра Центра европейских реформ, заявила, что комиссия «ищет множество идей» для укрепления своей торговой защиты «от возможного наводнения или перенаправления китайских торговых потоков в сторону Европы».
Усиление контроля над импортом китайских технологий уже побудило такие компании, как китайская CATL, крупнейший в мире производитель, создать так называемые гигафабрики в Европе. Компания инвестировала миллиарды евро в заводы в Венгрии и Германии.
Компания Envision Energy из Шанхая также инвестирует сотни миллионов евро в объекты в Испании и Франции.
Тем временем шведский лидер по производству аккумуляторов в ЕС Northvolt находится на грани банкротства, пытаясь выполнить производственные планы.
Аккумуляторы составляют значительную часть стоимости электромобилей, занимая более трети от общей стоимости. Это делает цепочки поставок аккумуляторов критически важными для европейской автомобильной промышленности, которая стремится перейти на более экологичные модели.
Однако Корнаго предупредила, что более жёсткие требования к китайским комплектующим могут негативно сказаться на усилиях ЕС по декарбонизации.
«Вы временно вводите торговые ограничения в форме поддержки инноваций, чтобы поддержать свою отрасль, но это не снижает цены для потребителей», — сказала она. По её словам, это может вызвать путаницу в отношении того, что должен делать автомобильный сектор ЕС для роста и конкуренции с Китаем.
Комиссия отказалась от комментариев.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ЕС введет пошлины до 45% на электромобили из Китая
Экспорт автомобилей и судов из Китая достиг рекорда, несмотря на замедление торговли
Лидер автоиндустрии Китая обогнал Tesla по квартальной выручке