В период до 17 ноября поставки российской нефти на экспорт упали примерно на 150 000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущей неделей. Это связано с самым значительным снижением еженедельного экспорта с начала июля.
В этом месяце показатели погрузки в главном балтийском порту Приморск оказались ниже, чем в октябре: за первые 17 дней ноября запланировано всего 16 отгрузок, тогда как в прошлом месяце их было 22.
Первичная переработка нефти в России снова увеличилась во второй половине ноября, что может привести к сокращению объёма сырой нефти, доступной для экспорта.
Общий объём поставок из западных портов России упал почти на 30% по сравнению с предыдущей неделей, в то время как количество танкеров, покидающих порты на Тихоокеанском побережье, осталось неизменным.
Все грузы, отправляющиеся из восточных портов в этом месяце, направляются в Китай, в то время как большинство грузов с экспортных терминалов в Балтийском, Чёрном морях и Арктике направляются в Индию, а Турция занимает второе место с большим отрывом.
В то же время Европейский союз работает над новым пакетом санкций, направленных против теневого флота танкеров, которые Россия использует для доставки своей нефти на рынок. Государства-члены всё ещё обсуждают детали, которые должны быть единогласно одобрены всеми 27 странами блока.
Этот шаг был предпринят в то время, когда одна из стран блока, Словакия, стремится продлить освобождение от санкций, без которого она больше не сможет продавать в соседней Чехии топливо, произведённое из российской сырой нефти, поставляемой на её НПЗ по трубопроводу.
По данным отслеживания судов и отчётам портовых агентов, за неделю до 17 ноября в общей сложности 26 танкеров погрузили 19,8 млн баррелей российской сырой нефти. Это значительное снижение по сравнению с пересмотренными 24,98 млн баррелей на 32 судах на предыдущей неделе.
Ежедневные поставки сырой нефти за неделю до 17 ноября упали примерно на 740 000 баррелей до 2,83 млн, достигнув самого низкого уровня с первых семи дней июля. Снижение было вызвано уменьшением поставок из балтийских, черноморских и арктических портов страны, в то время как поставки из Тихого океана остались неизменными.
Менее волатильное четырёхнедельное среднее значение потоков также снизилось, составив в среднем 3,28 млн баррелей в день, что на 150 000 баррелей меньше, чем за период до 10 ноября. Это самое значительное снижение с конца июля.
Объём поставок сырой нефти в этом году составляет около 50 000 баррелей в день, что на 1,5% меньше среднего показателя за весь 2023 год.
В течение недели в Новороссийске на Чёрном море была отгружена одна партия казахстанской нефти марки KEBCO.
Россия отменила свои экспортные цели в конце мая, решив вместо этого ограничить добычу в соответствии с договорённостями с партнёрами по группе производителей нефти ОПЕК+. Целевой показатель добычи страны установлен на уровне 8,978 млн баррелей в день до конца декабря после того, как запланированное смягчение некоторых сокращений добычи было отложено во второй раз.
Москва также пообещала ещё больше сократить добычу в октябре и ноябре этого года, а затем в период с марта по сентябрь 2025 года, чтобы компенсировать добычу сверх квоты ОПЕК+, установленной ранее в этом году.
Доходы Кремля от экспорта нефти резко упали из-за снижения средних недельных цен на основные потоки сырой нефти в России, что усугубило эффект от снижения объёма экспорта. Вместе они снизили валовую стоимость экспорта Москвы примерно на 380 млн долларов до 1,25 млрд долларов за неделю до 17 ноября. Это самый низкий показатель с января.
Падение цен совпало с общим снижением цен на нефть, поскольку опасения по поводу роста спроса вновь вышли на первый план.
Экспортные показатели в балтийских портах снизились за неделю примерно на 2,80 долларов за баррель. Цены на чёрноморскую нефть марки Urals упали примерно на 2,70 долларов за баррель, а ключевой тихоокеанский сорт ESPO упал примерно на 2,50 долларов по сравнению с предыдущей неделей. Цены с доставкой в Индию снизились примерно на 2,40 долларов за баррель, согласно данным Argus Media.
Средний показатель за четыре недели также снизился, составив около 1,47 млрд долларов за неделю по сравнению с пересмотренными 1,55 млрд долларов за период до 10 ноября.
В период с 10 по 17 ноября 2023 года стоимость поставок российской нефти из Прибалтики снизилась почти на 0,50 доллара США за баррель по сравнению с предыдущим периодом.
Снижение цен на ключевой тихоокеанский сорт ВСТО составило примерно 0,30 доллара США за баррель.
Примечание: недельные значения рассчитываются путём умножения средней цены Argus за неделю на объём экспорта.
Цены на нефть марки Urals Baltic используются для экспорта в Балтийское и Арктическое моря, Urals Black Sea — для экспорта в Новороссийск, а ESPO — в качестве прокси для всех тихоокеанских поставок.
Поставки по назначению
Азия
В период с 10 по 17 ноября 2023 года объём поставок российской нефти в Азию, включая те, у которых нет конечного пункта назначения, составил 2,94 млн баррелей в день.
Около 1,3 млн баррелей нефти в день загружалось на танкеры, направляющиеся в Китай. Морской импорт этой азиатской страны увеличивается примерно на 800 000 баррелей нефти в день, поставляемой из России по трубопроводу, либо напрямую, либо через Казахстан.
Поставки на суда, следующие в пункты назначения в Индии, в среднем составили 1,15 млн баррелей в день, что ниже пересмотренного показателя в 1,32 млн за период с 10 по 17 ноября и 1,4 млн за предыдущие четыре недели.
В частности, индийские цифры, вероятно, возрастут, поскольку порты выгрузки станут доступными для судов, которые в настоящее время не имеют конечного пункта назначения. Большинство из них направляются из западных портов России через Суэцкий канал и в конечном итоге оказываются в южноазиатской стране.
Эквивалент примерно 320 000 баррелей в день находится на судах, которые сигнализируют о Порт-Саиде или Суэце в Египте. Они отображаются как «Неизвестная Азия», пока не станет очевидным конечный пункт назначения.
Объёмы «Другие неизвестные», составляющие около 170 000 баррелей в день за четыре недели до 17 ноября, находятся на танкерах, не имеющих чёткого пункта назначения. Большинство из них поступает из западных портов России и проходит через Суэцкий канал, но некоторые могут оказаться в Турции. Другие могут быть перемещены с одного судна на другое.
Два танкера Suezmax, Sakarya и Cankiri, похоже, перегрузили свои грузы в VLCC около испанского анклава Сеута. VLCC Atila, который, вероятно, получил бочки, теперь направляется вокруг Африки в Азию.
Кроме того, греческие военно-морские учения, которые проводятся с мая и привели к тому, что большая часть перевалки грузов с судна на судно была выведена из Лаконского залива и близлежащих вод, были продлены в шестой раз и теперь продлятся до середины марта.
Европа и Турция
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию прекратились в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 000 баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Турция теперь является единственным рынком коротких перевозок для поставок из западных портов России. Поставки за 28 дней до 17 ноября упали примерно до 340 000 баррелей в день с четырёхмесячного максимума в период до 10 ноября.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Россия досрочно не снимет запрет на экспорт бензина
Россия продлила запрет на экспорт бензина до конца 2024 года
Россия приостанавливает запрет на экспорт бензина
Новак исключил возможность запрета на экспорт дизельного топлива из России
Экспорт нефтепродуктов из России сократился в октябре на фоне техобслуживания НПЗ