Президент Китая Си Цзиньпин на прошлой неделе, во время поездки в Перу, объявил об открытии огромного порта стоимостью $3,5 млрд. Порт создает прямой морской путь между Шанхаем и перуанским городом Чанкай, а контрольный пакет его акций принадлежит китайской государственной судоходной компании Cosco.
«Экономика Китая замедляется, и стандартный ответ правительства — нарастить экспорт, чтобы выйти из сложившейся ситуации», — сказал Уильям Рейнш, председатель кафедры международного бизнеса в Центре стратегических и международных исследований, комментируя растущее внимание Китая к Латинской Америке.
«Среди прочего это означает изучение регионов, которые Китай еще не освоил», — добавил Рейнш, отметив, что в Западном полушарии имеется множество товаров, сельскохозяйственной продукции и минералов, которые необходимы Китаю.
Порт в Перу, построенный в рамках инициативы «Пояс и путь» — глобальной стратегии инфраструктурного развития Китая — сократит время доставки из этой латиноамериканской страны в Китай на 23 дня, что позволит снизить логистические расходы как минимум на 20%, сообщил представитель Министерства иностранных дел Китая Линь Цзянь.
«Завершение строительства порта Чанкай значительно укрепит роль Перу как ключевого звена, соединяющего морские маршруты между Азией и Латинской Америкой через сушу и море», — отметил представитель ведомства в пятницу.
Эксперты считают, что порт укрепляет растущую позицию Китая как ведущего торгового партнера Перу и других стран Латинской Америки, вытесняя США в их собственном регионе.
«Порт Чанкай рассматривается как значительное изменение в логистике Латинской Америки», — сказал Хуан Карлос Ладинес Азалия, профессор международных отношений и управления международной торговлей в перуанском университете дель Пасифико, в интервью CNBC.
Он добавил, что это будет способствовать росту китайских инвестиций в Южную Америку, поскольку Пекин продолжает вытеснять традиционных партнеров региона — США и Европу. Среди стран, которые будут обслуживаться портом, находится Бразилия, крупнейший покупатель китайских товаров и один из ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции и железной руды.
«Весь регион заинтересован в преимуществах нового порта», — сказал Карлос Карденас, глава отдела анализа и прогнозирования для Латинской Америки в S&P Global Market Intelligence, в комментарии для CNBC.
Он также отметил, что открытие порта вновь привлекло внимание к давно обсуждаемой идее строительства «биоокеанского коридора» — железнодорожной линии между тихоокеанским побережьем Перу и атлантическим побережьем Бразилии, которая могла бы использоваться для экспорта в Азию через Чанкай.
Торговля и влияние
Си Цзиньпин находился в Перу со вторым государственным визитом. Он участвовал в 31-м саммите лидеров АТЭС, а затем отправился в Бразилию на 19-й саммит Б20.
Его турне по Южной Америке проходит на фоне роста развития двусторонней торговли Перу и Бразилии с Китаем, что свидетельствует о дальнейшем углублении экономических связей. Китай является крупнейшим торговым партнером Перу, подписавшим инициативу «Пояс и путь» с как минимум 22 странами Латинской Америки и Карибского бассейна через различные соглашения о сотрудничестве.
Хотя Бразилия не подписала инициативу «Пояс и путь», Китай уже более десяти лет остается крупнейшим торговым партнером и основным экспортным направлением Бразилии, в то время как Бразилия является крупнейшим торговым партнером Китая в Латинской Америке.
«В Латинской Америке находятся 33 страны, которые считают себя частью так называемого Глобального Юга, и Китай стремится расширить свое влияние в этом регионе через торговлю и инвестиции», — сказал Райан Берг, директор программы Америк в CSIS.
«Часто торговые отношения переходят в более стратегические связи, включая культурные обмены, сотрудничество в области обороны и безопасности и так далее», — добавил он, отметив, что долгосрочная цель Китая — вытеснить США из региона.
Растущая обеспокоенность США
Штаты обеспокоены растущей ролью Китая в инфраструктуре Перу и в порте Чанкай, который, по словам некоторых чиновников, может быть использован военно-морским флотом Китая. Между тем советник Дональда Трампа предложил ввести 60%-ные тарифы на товары, проходящие через новый порт в Перу, или любой другой порт, принадлежащий или контролируемый Китаем, в соответствии с предложением избранного президента на повышение тарифов на все товары из Китая.
Однако эксперты уверены, что Штаты сами виноваты в том, что утратили позиции в регионе и косвенно способствовали росту китайских инвестиций в Латинскую Америку.
«Соединенные Штаты долгое время игнорировали этот регион. Этот вакуум позволил Китаю расширяться с минимальным сопротивлением или конкуренцией», — сказал Берг.
Это была экономическая и геополитическая ошибка, хотя это и не обязательно связано с вопросами национальной безопасности, как полагали некоторые, добавил Рейнш из CSIS.
«У США есть долгая история игнорирования Латинской Америки, и это просто еще одна глава в этой истории», — заключил Рейнш.
Подготовлено Profinance.ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Китайские производители смартфонов выходят на рынок премиум-класса в Европе
Загадочный телефон Huawei объединяет Китай в борьбе против санкций США