Европейские цены на природный газ удвоились с конца прошлой зимы, что еще больше снижает конкурентоспособность производственного сектора региона. Источник: ICE Europe Ltd, Bloomberg
Результатом станет еще одна зима с высокими ценами не только на газ, но и на электроэнергию, что еще больше омрачит будущее для энергоемких компаний в регионе. Редко проходит неделя без объявления крупной производственной отрасли о закрытии заводов, потере рабочих мест и списаниях на миллиарды евро. Домохозяйства также почувствуют удар: розничные цены на газ и электроэнергию вырастут, что усилит инфляцию и создаст новую головную боль для Европейского центрального банка и Банка Англии.
Европейские оптовые цены на газ на этой неделе выросли до 47 евро ($50) за мегаватт-час, что вдвое больше, чем в феврале. Хотя текущие цены составляют лишь малую часть от рекордного максимума более 300 евро за МВтч во время пика энергетического кризиса в середине 2022 года, они остаются примерно на 130% выше среднего уровня 2010-2020 годов.
В чем проблема
Проблема заключается в двух ценах. Первая — это стоимость газа в Европе, измеряемая по так называемому индексу Title Transfer Facility. В среду она составляла около $14 за миллион британских тепловых единиц (мБТЕ). Вторая — это стоимость того же газа в США, измеряемая по индексу Henry Hub. В среду она составляла $3 за мБТЕ. Теперь представьте себя в роли совета директоров глобальной энергоемкой производственной компании. Сколько времени вам потребуется, чтобы решить, что Европа не слишком привлекательна для будущих инвестиций?
После того как Россия сократила поставки газа в Европу в 2021 году, регион ввел меры по экономии энергии, накапливая газ летом, развивая возобновляемые источники энергии и закупая много сжиженного природного газа за рубежом. Эти меры были направлены на сокращение зависимости региона от Москвы и компенсацию падения внутреннего производства газа, особенно в Нидерландах, где по политическим причинам было закрыто крупное газовое месторождение, и в Великобритании, где правительство повысило налоги на добычу в Северном море.
Европейские политики представили комбинацию этих мер как выдающееся стратегическое планирование. Они уверяли себя, что добились успеха. Конечно, было много хорошей политики. Но также было много удачи. И российский газ продолжал поступать в Европу, просто другим способом.
Почему удача? Во-первых, два зимних сезона подряд в Европе были теплыми, влажными и ветреными — идеальными для снижения спроса на отопление и генерации большого количества энергии из ветра, солнца и гидроисточников. Во-вторых, регион столкнулся с низкой конкуренцией за поставки СПГ из Азии, так как Китай и другие страны пытались восстановиться после пандемии Covid-19. Благодаря этому Европа смогла создать огромные запасы перед зимой. И поскольку холодный сезон оказался не таким суровым, как обычно, к весне остались значительные резервы.
Удача закончилась. Погода стала холодной, спокойной и сухой. У немцев есть для этого слово: dunkelflaute — период безветренной и облачной погоды, который приводит к снижению производства возобновляемой энергии. Европа пережила длительный dunkelflaute в начале ноября, и еще один ожидается на следующей неделе. А Азия импортирует больше СПГ, что повышает цены. В свою очередь, Европа закупает примерно на пятую часть меньше СПГ, чем в последние два года. Результат? Регион активно расходует запасы . В первые две недели ноября отбор газа из запасов был вторым по величине за этот период с 2010 года. При текущих тенденциях уровень запасов в ноябре покажет самое большое снижение с 2016 года для этого месяца, вдвое больше, чем в 2022 и 2023 годах.
Использование резервов
Европа значительно уменьшила запасы газа в первые две недели ноября, поскольку погода стала холодной и спокойной, что увеличило региональный спрос.
Источники: расчеты Bloomberg на основе данных Gas Infrastructure Europe
Даже если погода останется холодной, Европа не столкнется с физической нехваткой газа. С зимы 2023-2024 годов остались запасы, поэтому регион начал текущий отопительный сезон с обильными резервами, составляющими около 95% от общей емкости. Но маловероятно, что зима 2024-2025 годов закончится с таким же уровнем запасов, как и предыдущие две зимы.
Прошлой зимой сезон закончился с заполненностью хранилищ на 60%; в предыдущем году эта цифра составляла 55%. Пока еще рано давать однозначные оценки, но если зима будет стандартной, то весной 2025 года в хранилищах останется чуть меньше 50%. Холодная зима может снизить их до 35%-45%. Каков бы ни был результат, одно ясно: Европе придется покупать много газа следующей весной и летом, чтобы восстановить запасы перед зимой 2025-2026 годов.
Вот почему фьючерсные контракты на европейский газ с поставкой в период с апреля по октябрь 2025 года (традиционно сезон пониженного спроса, когда газ обычно дешевле) сейчас торгуются на бирже по необычно высоким ценам по сравнению с зимними фьючерсами на период с ноября 2025 года по март 2026 года. Для конечных потребителей эта аномальная тенденция на фьючерсном рынке сигнализирует о том, что розничные цены останутся высокими на длительное время.
Неудобная правда
А затем самообман. Европа убедила себя, что в значительной степени решила проблему зависимости от российского газа. Это не так. Действительно, она сократила поставки российского трубопроводного газа, хотя и не полностью. Но при этом увеличила закупки российского СПГ. После Норвегии и США Россия остается третьим по величине источником импорта газа в Европу, согласно официальным данным.
Россия на третьем месте по поставкам СПГ в Европу
Источник: Европейская комиссия, Bloomberg. Примечание: данные за 2023 год. Импорт из России с начала 2024 года еще выше
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен выдвинула идею замены российского СПГ на американский СПГ, чтобы угодить избранному президенту Дональду Трампу. Еще один самообман. Эта идея не имеет смысла. Во-первых, производство в США уже в значительной степени законтрактовано. Если Европа хочет больше американского СПГ, ей придется платить более высокие цены, чем Азия, чтобы перенаправить грузы. Во-вторых, европейские коммунальные компании, которым нужно выполнять зеленые цели, установленные Брюсселем и национальными правительствами, вряд ли согласятся на контракты сроком на 15-20 лет, которые требуют американские производители СПГ. Эти комментарии звучали как отчаянная попытка сделать вид, что план уже есть.
Если Брюссель серьезно настроен заменить российский газ, почему он еще не запретил его? Политически и экономически имеет смысл продолжать статус-кво. Если Европейская комиссия считает, что ей потребуется больше американского газа, почему она не использовала свои дипломатические ресурсы, чтобы пожаловаться на паузу Белого дома в утверждении новых терминалов СПГ?
И если Европе так не хватает газа, что ей потребуется сделка с Трампом для получения большего количества.
Автор статьи Хавьер Блас, обозреватель Bloomberg Opinion, специализирующийся на энергетике и сырьевых товарах. Соавтор книги «Мир на продажу: Деньги, власть и трейдеры, торгующие ресурсами Земли» (The World for Sale: Money, Power and the Traders Who Barter the Earth’s Resources).
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Экономические проблемы Европы могут усугубиться из-за роста цен на электроэнергию