Число судов под санкциями США (оранжевым), Великобритании (серым), ЕС (голубым) и Великобритании/ЕС (бордовым), участвующих в перевозке российской нефти. Данные и источник: Bloomberg
Падение цен на нефть и надвигающийся период ее избыточного предложения могут создать прекрасную возможность для ужесточения санкций против российского экспорта, которое по-настоящему сократит доходы Москвы.
Существующий механизм ценового потолка, который мало что сделал в плане сокращения доходов страны, был введен по настоянию Администрация США. Тогда Вашингтон опасался, что более сильный удар по российской нефти приведет к резкому росту цен, но сейчас такого беспокойства уже нет.
Даже в условиях геополитической напряженности на Ближнем Востоке, достигшей самого высокого уровня за последние десятилетия, нефть марки Brent все еще колеблется ниже $75 за баррель, а в сентябре она опускалась и ниже $70. Это более чем на четверть ниже того уровня, на котором она находилась, когда был разработан потолок цен.
Санкции, наложенные на отдельные танкеры за нарушение предельного уровня цен, оказались умеренно успешными. После внесения таких судов в санкционные списки США, Великобритании или Европейского союза они месяцами простаивали.
Однако в последнее время Москва начала возвращать их к работе, и это не повлекло за собой никаких неприятностей для тех, кто принимает данные суда в своих портах. Возможно, теперь настало время последствий.
В настоящее время 90 нефтяных танкеров попали под санкции одной или нескольких из трех указанных юрисдикций. Значительное увеличение этого числа — теневой флот, используемый для транспортировки российской нефти, оценивается примерно в 600 судов — и введение реальных издержек на их использование сильно ударит по Москве.
Если убедить индийских, китайских и турецких переработчиков прекратить или сократить импорт российской нефти, перевозимой на судах теневого флота, то это неизбежно сократит экспорт нефти из страны. По данным Международного энергетического агентства, если убрать с рынка, скажем, 1 миллион баррелей в день российской нефти, то в первой половине 2025 года это может привести не более чем к балансу спроса и предложения.
В условиях слабого рынка влияние такого шага на цены будет управляемым, тогда как негативный эффект для бюджета России был бы гораздо более разрушительным.
Кроме того, существует множество свободных производственных мощностей, которые могут компенсировать любую потерю российских поставок. ОПЕК теоретически может увеличить экспорт нефти более чем на 5 миллионов баррелей в день, если захочет. Это почти вдвое больше российского экспорта нефти по морю.
Конечно, картель может и не вмешиваться. Отношения между Эр-Риядом и Москвой сейчас намного ближе, чем в марте 2020 года, когда Кремль отказался придерживаться саудовской линии в отношении добычи. Тогда кратковременная свобода действий производителей нефти была внезапно и драматично прекращена в результате обвала нефтяных рынков, вызванного пандемией Covid-19.
Теперь далеко не ясно, кого выберет Эр-Рияд, когда речь пойдет о нефтяной политике: Вашингтон или Москву. Нынешний президент США Джо Байден в последние дни показал, что готов усилить поддержку Украины перед своим уходом из Белого дома. Эффективные санкции, направленные на экспорт российской нефти, стали бы благом для Киева.
Если Запад всерьез намерен нанести удар по нефтяным доходам России, то лучшей возможности, чем сделать это за несколько недель до вступления в должность избранного президента Дональда Трампа, ему не найти.
Подготовлено ProFinance.ru, автор: стратег Bloomberg по рынку нефти Джулиан Ли
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Bloomberg: ЕС работает над новым пакетом санкций против российского теневого флота
Выбранный Трампом Рубио может ужесточить нефтяные санкции против Ирана и Венесуэлы
Мнение: Трамп может усилить энергетические санкции против России и Ирана
Bloomberg: «Арктик СПГ 2» остановил работу из-за санкций США