Потоки иранской нефти в Китай. Источник: Bloomberg
По словам трейдеров, пожелавших сохранить анонимность, крупный переработчик купил около 10 млн баррелей сортов нефти из Абу-Даби и Катара, что помогло разгрузить излишки непроданной нефти с предыдущих торговых циклов. Поставки запланированы на декабрь и январь.
Независимые китайские НПЗ, известные как «чайники», обычно предпочитают более дешевую иранскую нефть и закупают около 90% экспорта страны-члена ОПЕК, но снижение объемов доступной для покупки нефти вынудило изменить привычки. По данным Energy Aspects, приход администрации Трампа также привел к тому, что некоторые крупные переработчики отказываются от иранской нефти из-за их связей с американской банковской системой.
Трейдеры и перевозчики объясняют нехватку иранских поставок расширением американских санкций в октябре, которые затронули больше танкеров «теневого флота», обслуживающих торговлю между Ираном и Китаем. Этот шаг сократил количество судов, доступных для перевалки с судна на судно, ограничив предложение и подняв цены. По данным Kpler, поставки иранской нефти в Китай в этом месяце снизились более чем на 10% по сравнению с октябрем. Между тем объем западноафриканской нефти достиг самого высокого месячного уровня как минимум за два года, отчасти из-за роста цен на иранскую нефть, говорится в отчете Sentosa Shipbrokers.
По словам трейдеров, решение Пекина выдать больше импортных квот «чайникам» также стимулировало закупочную активность. Нефтепереработчики получили устные одобрения на этой неделе, хотя некоторые начали закупки еще до подтверждения. НПЗ в провинции Шаньдун коллективно запросили квоту около 3,8 млн тонн, или 28,5 млн баррелей, которая будет действительна до конца года.
Министерство торговли не ответило на запрос о комментариях по этому вопросу.
Первоначальное накопление ближневосточной нефти было вызвано активной торговлей контрактами, привязанными к рынку Дубая. Это привело к поставкам партий, которые в итоге остались невостребованными и ждали новых покупателей, сообщили трейдеры.
Избранный президент Дональд Трамп уже растревожил рынок угрозой тарифов для Китая, Канады и Мексики, и инвесторы следят за тем, какую позицию его администрация займет в отношении Ирана. По мнению Energy Aspects, санкции против страны-члена ОПЕК, вероятно, ужесточатся.
Ключевые опасения включают возможность новых санкций на танкеры «теневого флота» во время их пути к месту назначения, что может напугать порты, ожидающие приема судов, и привести к застреванию грузов в море. Перевалка грузов у берегов Малайзии также может подвергнуться более тщательной проверке — этот процесс используется для маскировки происхождения иранских грузов путем их перемаркировки как малайзийской нефти.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Потерянные баррели ставят под сомнение прогноз МЭА по рынку нефти на 2025 год
Нефть подорожает до $350, если Иран заблокирует Ормузский пролив