Экспортёры из Китая, Канады и Мексики стремятся ускорить поставки в США после того, как новоизбранный президент Дональд Трамп в первый день своего президентства пообещал ввести новые пошлины на товары из этих стран.
На прошлой неделе на масштабной выставке логистических цепочек в Пекине представители логистической компании заявили, что после угрозы Трампа ввести дополнительный 10-процентный тариф на китайские товары число клиентов, желающих ускорить поставки, значительно увеличилось.
«Мы получили множество запросов», — сообщил Мао Пин, директор по операциям логистической компании Haotong Group из провинции Хунань, отметив, в частности, период после того, как Трамп опубликовал свои тарифные заявления в своём аккаунте Truth Social 25 ноября.
Чжан Цзюнкай, представитель Nissin-Sinotrans International Logistics, отметил, что наблюдается «увеличение масштабов» консультаций с клиентами. Клиенты надеются, что их товары будут отправлены до конца года и до вступления Трампа в должность, сообщил Чжан.
Что США импортируют у двух своих крупнейших торговых партнеров. FT. Источник: Бюро переписи населения США. Данные за 2023 год. Исключены специальные категории.
Шри Лакшмана, вице-президент по Северной и Южной Америке в CH Robinson, заявил, что после того как Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на все товары из Мексики и Канады, логистическая группа провела «бесчисленное количество» встреч с клиентами в течение 24 часов.
«Некоторые грузоотправители уже заранее загружали грузы перед возможной второй забастовкой в портах США и потенциальным повышением тарифов на импортируемые из Китая товары», — сказал Лаксмана. «Теперь мы можем добавить потенциальное увеличение импортируемых из Мексики и Канады товаров в список причин, по которым грузоотправители изучают возможность ускорения сроков доставки», — добавил он.
Во время предвыборной кампании Трамп угрожал ввести пошлины в размере 60 процентов на товары из Китая.
Признаки предварительной загрузки уже появились всего через несколько дней после победы Трампа на президентских выборах в США в прошлом месяце. Во время кампании Трамп угрожал тарифами в размере 60 процентов на товары из Китая, который он обвиняет в торговом дефиците США, и до 20 процентов на товары из всех других стран.
Доля Китая в импорте США сократилась с тех пор, как Трамп занимал пост президента. % от общего количества в США: Импорт. Экспорт. Общий объем торговли. Китай. Канада. Мексика. Источник: анализ FT данных Бюро переписи населения США. Данные за 2024 год актуальны по состоянию на сентябрь.
Угроза Трампа ввести дополнительные пошлины на товары из трёх важнейших торговых партнёров США прозвучала на фоне его протестов против их неспособности остановить ввоз нелегальных наркотиков и мигрантов в США.
«Это заявление больше напоминает первую администрацию Трампа, когда такие пошлины были объявлены в качестве тактики переговоров», — говорится в аналитической записке Goldman Sachs.
На Китайской международной выставке цепочек поставок в Пекине представители двух крупных судоходных компаний заявили, что клиенты начали закупать экспортные товары заранее ещё до последних угроз Трампа.
По словам представителя китайской судоходной компании, обещание избранного президента ввести дополнительный 10-процентный тариф лишь усилило неопределённость.
«Все клиенты говорят, что нам нужно поторопиться и отправить как можно больше грузов в Соединённые Штаты до того, как Трамп войдёт в Белый дом 20 января», — сказал он.
Другой представитель заявил, что тенденция к более ранней загрузке не нашла отражения в более высоких фрахтовых ставках, что отчасти объясняется ростом вместимости новых судов в отрасли.
Экспорт Китая вырос в октябре на 12,7% в годовом исчислении, что является самым быстрым темпом за последние два года, однако некоторые экономисты задаются вопросом, насколько велики были в том месяце первоначальные поставки в США, торговый дефицит которых сократился из-за снижения импорта.
Другие отметили, что соотношение запасов к продажам у американских оптовиков снижается, а у розничных торговцев возвращается к прежней тенденции.
«Были некоторые первоначальные отгрузки, но я думаю, что это не то, что мы на самом деле наблюдаем в виде более высоких запасов», — сказал один из руководителей глобальной судоходной компании.
На вопрос о намерениях своих клиентов ещё до обещания Трампа действовать «с первого дня» многие руководители логистических компаний ответили, что строили планы, как обойти любые новые пошлины.
«Мы увидим экстремальный уровень предварительных заказов. Трейдеры будут вывозить из Китая столько, сколько смогут… Это определённо станет очень хаотичным», — сказал руководитель отдела логистики в международной экспедиторской компании.
Многие участники Китайской международной выставки цепочек поставок в Пекине смирились с перспективой повышения пошлин США.
Марк Янг, управляющий судоходной компанией Cetus Maritime, заявил, что победа Трампа заставила людей пересмотреть долгосрочные планы грузоперевозок.
«Иногда у нас есть [обязательства по] 12 отгрузкам в течение следующих 12 месяцев, каждый месяц по одной отгрузке», — сказал Янг. Но он сказал, что брокер сказал ему, что люди «гораздо более нерешительны, чтобы размещать такие заказы сейчас».
Некоторые экспортёры просто пытались рассчитать время, сказал Майк Шорт, президент по глобальному экспедированию в CH Robinson. «Один клиент спросил о последнем дне, когда его груз может покинуть Азию и прибыть в США, прежде чем новые тарифы могут вступить в силу».
Некоторые компании-экспортёры пытались оценить, сколько времени у них есть в запасе, сообщил Майк Шорт, глава глобального экспедирования в CH Robinson.
Один из клиентов спросил, когда его груз сможет покинуть Азию и прибыть в США, чтобы не попасть под новые тарифы, которые вступят в силу в ближайшее время.
В портах США заметны признаки того, что грузы стали загружать заранее. В октябре порт Лос-Анджелеса перевёз 905 тысяч контейнеров, что на 25% больше, чем в прошлом году, рассказал Джин Серока, руководитель порта.
«Некоторые отправители грузов загружают их заранее, чтобы избежать возможных проблем из-за новых тарифов», — сказал он. Однако есть и другие причины, например, нехватка рабочей силы в портах Мексиканского залива и на восточном побережье США.
Саймон Хини, старший аналитик по контейнерам в консалтинговой компании Drewry, прогнозирует, что цены на транстихоокеанские грузоперевозки резко вырастут из-за повышенного спроса на первые поставки после того, как станут известны подробности тарифного плана Трампа.
Китайские производители также ищут новые рынки и места для производства.
Компания из Гуандуна, которая поставляет компоненты для американской бытовой техники, рассматривает Марокко как альтернативную производственную базу за рубежом. Она отложила планы по расширению производства в Мексике, так как опасается, что Трамп может закрыть лазейку для китайских компаний, которой они пользовались.
Фред Нойман, главный экономист HSBC по Азии, считает, что у экспортёров есть время на размышления, так как большинство повышений пошлин Трампа, вероятно, вступят в силу только во второй половине следующего года из-за юридических процедур.
«Наиболее вероятным подходом будет поэтапное повышение», — сказал Нойман.
Лакшмана из CH Robinson считает, что сроки повышения тарифов — это ключевой вопрос.
«Обычно для полной реализации тарифов с использованием административных мер требуются месяцы. Поэтому запуск в январе — это редкость», — сказал он, но предупредил, что вопросы пограничного контроля являются приоритетом для администрации Трампа, и поэтому она может действовать быстрее.
На выставке цепочек поставок в Пекине царила атмосфера беспокойства по поводу предстоящей тарифной войны.
Представитель компании, которая поставляет компоненты для производства iPhone от Apple, выразил мнение, распространённое в Пекине, что тарифный план Трампа нанесёт ущерб американским потребителям почти так же сильно, как и китайским.
«Есть древняя китайская поговорка: Убей 1000 вражеских солдат, но потеряй [не более] 800 своих», - сказал продавец.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Трамп поклялся обложить Китай, Канаду и Мексику торговыми пошлинами