В ноябре Саудовская Аравия вернула себе часть рынка импорта сырой нефти в Азии, в то время как Россия потеряла часть своих поставок. Это может быть ранним признаком изменения динамики рынка.
По данным LSEG Oil Research, импорт нефти в Азию из Саудовской Аравии, крупнейшего в мире экспортёра сырой нефти, увеличился до 5,83 млн баррелей в сутки в ноябре по сравнению с 5,28 млн баррелей в сутки в октябре.
В то же время, по данным LSEG, поставки России в Азию, крупнейший регион импорта, сократились до 3,51 млн баррелей в сутки в ноябре, что ниже октябрьского показателя в 3,96 млн баррелей в сутки и является самым низким показателем с января.
Переход от поставок нефти из России в пользу сырья из Саудовской Аравии произошёл даже тогда, когда государственная нефтяная компания королевства Saudi Aramco повысила официальные цены продажи своей сырой нефти азиатским клиентам для партий с погрузкой в ноябре.
Базовый сорт нефти Arab Light компании Aramco был повышен на 90 центов за баррель до премии в 2,20 доллара по сравнению со средним региональным базовым сортом Оман/Дубай в ноябре.
Рост произошёл после того, как в октябре премия упала до самого низкого уровня за почти три года, и на момент повышения это было расценено как отражение восстановления маржи нефтепереработки в Азии.
Прибыль от переработки барреля дубайской сырой нефти на типичном сингапурском НПЗ выросла до 6,62 долларов США 29 ноября и выросла на 240% с момента достижения 10 октября значения 1,95 долларов США, когда начался текущий восходящий тренд.
Несмотря на рост ОРЦ компании Aramco в ноябре, саудовская нефть стала более конкурентоспособной по цене в Азии по сравнению с другими сортами, включая российскую нефть марки Urals, которая является основным видом сырой нефти, экспортируемой из западных портов.
29 ноября нефть Cash Dubai закрылась на уровне 71,83 доллара за баррель, что на 4,36 доллара выше российской нефти Urals, которая закрылась на отметке 67,47 доллара.
Эта премия ниже, чем на протяжении большей части последних месяцев, когда она торговалась выше 5 долларов за баррель.
Российская сырая нефть также сталкивается с более высокими транспортными расходами, учитывая более длительное морское путешествие из российских портов на Балтике до пунктов назначения в Азии.
Эти расходы, вероятно, также возрастут по мере принятия дополнительных санкций в отношении так называемого «теневого флота» российских танкеров: на прошлой неделе Великобритания ввела новые меры против 30 судов, в результате чего их общее число достигло 73.
Китай и Индия
После начала конфликта на Украине в 2022 году поставки российской сырой нефти в основном ограничивались всего двумя основными покупателями в Азии: Китаем и Индией.
Импорт российской нефти в Китай сократился до 2,04 млн баррелей в сутки в ноябре с 2,19 млн в октябре, а импорт в Индию сократился до 1,47 млн баррелей в сутки с 1,75 млн.
В то же время Китай увеличил импорт саудовской нефти до 1,68 млн баррелей в сутки в ноябре с 1,62 млн в октябре, а Индия получила из королевства 770 тыс. баррелей в сутки по сравнению с 610 тыс. баррелей в сутки.
Другие поставщики с Ближнего Востока также отметили рост импорта в ноябре, что, вероятно, связано с конкурентоспособностью их сырой нефти по сравнению с ценами на мировые эталонные сорта, такие как Brent из Западной Африки.
В ноябре импорт иракской нефти в Китай вырос до 1,53 млн баррелей в сутки по сравнению с 1,21 млн баррелей в сутки в октябре, а импорт из Омана увеличился до 770 тыс. баррелей в сутки по сравнению с 680 тыс. баррелей в сутки.
По данным LSEG, поставки сырой нефти в Индию из Объединённых Арабских Эмиратов в ноябре выросли до 510 000 баррелей в сутки по сравнению с 360 000 баррелей в сутки в октябре.
Премия на нефть марки Brent по сравнению с Dubai достигла 11-месячного максимума в 2,98 доллара за баррель 30 августа, примерно в то время, когда должны были быть организованы многие из прибывающих в ноябре партий.
С тех пор премия снизилась и 29 ноября составила 1,42 доллара за баррель. Это снижение может помочь экспортёрам, таким как Ангола и Нигерия, восстановить свою долю на азиатском рынке для грузов, поступающих в начале следующего года.
Задача экспортёров с Ближнего Востока — сохранить конкурентоспособность своей сырой нефти по сравнению с другими производителями, чтобы сохранить или вернуть себе долю рынка.
Это особенно важно для них, учитывая, что общий спрос на сырую нефть в Азии, вероятно, снизится в 2024 году по сравнению с предыдущим годом: импорт за первые 11 месяцев составит 26,52 млн баррелей в сутки, что на 370 000 баррелей в сутки меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Нефтяные трейдеры оценивают внешнюю политику Трампа как медвежью для сырой нефти
Саудовская Аравия угрожает непослушным членам ОПЕК+ ценой на нефть в 50 долларов за баррель