Как лопнет «мать всех пузырей»

16.12.2024 12:02

Пришло время сделать ставку против американской исключительности

В своей последней колонке я назвал чрезмерную долю Америки на мировых финансовых рынках «матерью всех пузырей». В ответ я получил в основном поддержку от тех, кто разделяет мою точку зрения, но никто не предвидит скорого сдутия пузыря.

   Скульптура «Бесстрашная девочка» стоит перед Нью-Йоркской фондовой биржей. Если бы любая другая страна тратила деньги таким образом, инвесторы бы разбежались © Adam Gray/Reuters 

Почти все аналитики Уолл-стрит уверены, что американские акции продолжат опережать остальные в 2025 году. Однако этот оптимизм лишь подтверждает, что пузырь находится на очень продвинутой стадии. Если консенсус относительно «американской исключительности» настолько силён, кто же останется, чтобы присоединиться к нему и раздуть его ещё больше?

Уверенность Уолл-стрит передаётся популярным СМИ, которые часто улавливают рыночные тенденции только тогда, когда они уже прочно устоялись и близки к завершению. Шумиха вокруг американского превосходства стала темой для телевидения, радио, подкастов, газетных колонок и статей на обложках журналов, которые, как считается, указывают на будущие тенденции.

Быки утверждают, что Америка может оставаться доминирующей благодаря впечатляющим доходам своих корпораций. Однако рост доходов США не выглядел бы таким исключительным, если бы не сверхприбыли крупных технологических компаний и огромные государственные расходы. Со временем сверхприбыли будут вытеснены конкуренцией. Рост и прибыли также получают искусственный импульс от самых больших дефицитов, которые когда-либо были зафиксированы на этом этапе экономического цикла.

Большинство экономистов, тем не менее, уверены, что при хорошем состоянии балансов домохозяйств и компаний США экономический бум продолжится. Те, кто обеспокоен тарифными или иммиграционными планами избранного президента Дональда Трампа, склонны считать, что они нанесут больший ущерб иностранным экономикам, чем экономике США.

Однако у каждого героя есть свой фатальный недостаток. У Америки — резко растущая зависимость от государственного долга. Мои расчёты показывают, что теперь требуется около 2 новых государственных займов, чтобы сгенерировать 1 дополнительный рост ВВП США — на 50% больше, чем всего пять лет назад. Если бы любая другая страна тратила таким образом, инвесторы бы разбежались, но сейчас они думают, что Америке всё сойдёт с рук, как ведущей экономике мира и эмитенту резервной валюты.

Скорее всего, в какой-то момент в следующем году инвесторы откажутся от этой уверенности и потребуют более высоких процентных ставок или демонстрации фискальной дисциплины, вызванной, возможно, ещё большим дефицитом или ещё большими аукционами казначейских облигаций. Эти требования отучат США от зависимости от государственных расходов, по крайней мере временно, и, в свою очередь, подорвут экономический рост и корпоративные прибыли.

Если говорить точнее, это пузырь в показателях Америки относительно остального мира, а не мания в стиле 1990-х на рынке США. Поэтому он может сдуться благотворно, если альтернативы начнут выглядеть более привлекательными.

Возможно, Германия и Франция возьмутся за экономическое сотрудничество, как это сделали Греция и Испания десять лет назад, когда они были под давлением. Возможно, Пекин, под давлением тарифов Трампа и слабого внутреннего спроса, наконец увеличит потребление, чтобы стабилизировать экономику.

Но аналитики, заворожённые «американской исключительностью», говорят только о том, что США были ведущим мировым рынком на протяжении столетия. Они забывают, что в течение шести из последних 11 десятилетий фондовый рынок страны отставал от остального мира, последний раз в 2000-х годах, когда он принёс нулевую прибыль, а развивающиеся рынки утроились в стоимости. К концу этого десятилетия отношение на развивающихся рынках отражало ту уверенность, которую я слышу о США сейчас: «Куда ещё пойдут деньги?».

Невероятное превосходство над другими странами может закончиться, если рост замедлится в США или ускорится в других крупных державах, или по непредвиденным причинам. Часто именно так пузыри и заканчиваются: неожиданно. Две последние мании на мировых рынках — это сырьевой бум, который начал лопаться в 2011 году на волне нового предложения, и пузырь роста в Китае, который лопнул в 2021 году на фоне государственных репрессий в секторе недвижимости.

Чем дольше длится тренд, тем увереннее становятся инвесторы и тем более неразборчиво они покупаются на эту манию. На поздних стадиях пузыря цены обычно растут по параболе, и за последние шесть месяцев цены на акции США превзошли другие с самым большим отрывом за любой сопоставимый период по крайней мере за четверть века. Когда летишь в таком разреженном воздухе, не нужно многого, чтобы заглохнуть моторы. Все классические признаки экстремальных цен, оценок и настроений говорят о том, что конец близок. Пришло время делать ставки против «американской исключительности».

Ручир Шарма. Автор является председателем Rockefeller International. Его последняя книга — « Что пошло не так с капитализмом » 

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Пришло время продавать акции — Bank of America

Недавние продажи акций Уорреном Баффетом показывают, насколько переоценен рынок — миллиардер

Баффет заключил пари о превосходстве пассивного управления над активным: и вот результат

Распродажа акций технологических компаний сводит на нет октябрьские достижения Уолл-стрит