В начале своего президентского срока Дональд Трамп говорил о необходимости укрепления производства в США, но мало что сделал для его поддержки. Промышленная политика была сферой ответственности Джо Байдена, и распространено мнение, что Трамп в первые месяцы своего президентства сосредоточится на отмене государственной поддержки таких отраслей, как производство полупроводников и электромобилей.
© Мэтт Кеньон
Однако я считаю, что это лишь отвлекающий манёвр. Трамп, вероятно, представит свою собственную промышленную политику во время второго срока, сосредоточенную на пересечении вопросов безопасности и торговли.
На этой неделе мы увидим первые результаты этой политики в виде двухпартийного законопроекта о судах для Америки, соавторами которого стали политики, включая сенатора Марка Келли, демократа, и конгрессмена-республиканца Майка Уолца, будущего советника Трампа по национальной безопасности. Как и многие левые демократы, поддерживающие лейбористов, Уолц убеждён, что США необходимо восстановить свою судоходную отрасль в рамках более масштабных усилий по противодействию экономическому и военному влиянию Китая.
Редко случается, чтобы политик, работавший в Конгрессе, выступал соавтором законопроекта непосредственно перед уходом. Это свидетельствует о том, что многие люди, которые присоединятся к новой администрации, считают, что правительство должно поддерживать усилия по восстановлению промышленной базы США. К ним относятся Уолц, будущий госсекретарь Марко Рубио, будущий торговый представитель США Джеймисон Грир и экономический советник Питер Наварро.
Это отличается от эпохи Рональда Рейгана, когда субсидии для американской коммерческой судостроительной отрасли были значительно сокращены из-за идеи, что расходы на оборону в период холодной войны поддержат верфи. Однако холодная война закончилась, и отрасль пришла в упадок. «Когда я окончил Академию торгового флота США в 1986 году, под флагом США было 400 океанских судов, — сказал мне Келли на прошлой неделе. — Сегодня их 80. У Китая, с другой стороны, 5500. Это огромная уязвимость».
Как выразился Уолц на недавнем мероприятии с Келли: «Мы много говорим о способности Китая отключить то, что они сейчас производят, а мы больше не производим — например, фармацевтические препараты или редкоземельные минералы или чипы — но они буквально могут отключить всю нашу экономику, по сути, подавив этот коммерческий судоходный флот и, наоборот, превратить свой в военные корабли или в рычаги геополитического влияния. Это просто неприемлемо».
Уолц публично выразил обеспокоенность по поводу китайской угрозы Тайваню и азиатским союзникам, таким как Япония и Филиппины, а также риска кризиса на Корейском полуострове. Он также связал точки между необходимостью создания не только более сильного флота, но и более сильной коммерческой судостроительной отрасли (коммерческие суда перевозят примерно 90 процентов оборудования и поставок для военных).
Это подтверждает то, что Китай и многие другие азиатские страны хорошо знают. Чтобы производить любой продукт быстро и экономически эффективно, будь то чипы или корабли, вам нужен масштаб. А в случае судостроения это требует новых субсидий и сигналов от правительства, чтобы побудить компании инвестировать в производство в США. Некоторые из этих мер будут предусмотрены в новом законодательстве.
Администрация Байдена, конечно, активно занимается вопросами судостроения. Министр ВМС Карлос Дель Торо представил видение нового подхода к управлению морскими ресурсами, включающего промышленную стратегию и сотрудничество с союзниками и частным сектором, более года назад в своей речи в Гарварде. Он расширил его на прошлой неделе на Форуме обороны Военно-морского института. Как он выразился: «Ни одна великая военно-морская держава не существовала долгое время, не будучи также торговой морской державой».
Видение получило значительный импульс в ноябре, когда Канада, Финляндия и США подписали меморандум о взаимопонимании по сделке «ICE Pact» о совместном производстве ледоколов. Это партнёрство направлено на решение проблем безопасности в Арктике, а также на укрепление промышленного потенциала США и создание высокооплачиваемых рабочих мест. Сделку поддержал советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан, который сказал мне этой осенью, что корабли стали новыми фишками с точки зрения промышленной стратегии.
Можно было бы подумать, что поддержка Байденом таких усилий автоматически заставит Трампа захотеть их похоронить. Но на самом деле именно сам Трамп первым предложил идею укрепления ледокольного флота Америки в течение следующих 10 лет. Он видел в этом способ противостоять растущему влиянию Китая и России в Арктике (возможности добычи полезных ископаемых и судоходства увеличиваются по мере таяния арктических льдов). В своей характерной манере Трамп мог бы сказать: «Почему вы все так долго реализовывали мою промышленную политику?»
Более того, поддержка Байденом таких усилий пользуется широкой поддержкой трудящихся, что повышает шансы на их успешное прохождение в Конгрессе (обе партии хотят заручиться поддержкой трудящихся). Майкл Вессель, координатор дела о торговле судостроением 301, возбуждённого против Китая в начале этого года группой американских профсоюзов, отмечает: «Такого рода промышленная стратегия связывает связывает множество точек между республиканцами и демократами». Она включает в себя желание восстановить производство и укрепить профессиональные навыки.
«Это будет», как он выразился, «проверкой того, насколько серьезно администрация Трампа относится к промышленной стратегии». Это также даст подсказки относительно того, какая фракция новой администрации — Мага или Уолл-стрит — управляет судном.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Трамп поклялся обложить Китай, Канаду и Мексику торговыми пошлинами
Медведи окружают китайский юань, готовясь к победе Трампа