На фото избранный президент США Дональд Трамп и президент Китая Си Цзиньпин. Источник: Reuters
Поскольку предсказуемой модели развития событий нет, единственное, в чем можно быть уверенным, — это волатильность и множество разнонаправленных факторов. Прогнозировать цен на основные сырьевые товары, такие как нефть, сжиженный природный газ, железную руду, уголь и металлы вроде меди, в 2025 году будет сложнее обычного.
Возьмем, к примеру, главное предвыборное обещание Трампа: тарифы. Спектр угроз избранного президента, включая повышение пошлин до 60% для Китая и 20% для всех остальных стран, может замедлить глобальный экономический рост, перекроить торговые потоки, ускорить инфляцию и привести к ужесточению денежно-кредитной политики. Но с равной вероятностью ничего этого может не произойти, если угрозы тарифов окажутся лишь тактикой переговоров. В этом сценарии Трамп может отказаться от любых разрушительных действий, если посчитает, что добился достаточного количества «побед» в отношениях с другими странами.
Для сырьевых товаров, наиболее зависимых от мировой экономики, таких как медь и железная руда, это означает, что трейдеры, вероятно, займут выжидательную позицию. Волатильность цен на основе ежедневных новостных заголовков, вероятно, станет нормой, пока общая картина политики не прояснится.
Из первого президентского срока Трампа мы вынесли урок, что важнее сосредоточиться на реальных действиях его администрации, а не на почти непрерывных и часто противоречивых сообщениях президента и его союзников в социальных сетях. Первый срок Трампа также показал, что для него сам факт заключения сделки обычно важнее ее содержания.
Достаточно взглянуть на его первый раунд тарифов против Китая. Он продолжает их превозносить, хотя они провалились практически по всем параметрам: не снизили торговый дефицит США с Китаем, не вызвали производственного ренессанса в США, не принесли существенных доходов, а Китай даже близко не выполнил своих обязательств по масштабному увеличению импорта американской нефти, угля и СПГ.
Возможно, команда Трампа извлекла уроки из этого опыта, но если они решат, что нужно занять более жесткую позицию, то риски торговой войны и сопутствующей глобальной экономической слабости возрастут. Много говорилось о том, что сейчас Китай гораздо хуже подготовлен к торговой войне с США, чем в 2018 году, из-за замедления роста второй по величине экономики мира.
В этом есть доля правды, но у Китая также есть множество инструментов для успешного преодоления торговой войны. Он может навредить экономике США, нарушив цепочки поставок, продать огромное количество американских казначейских облигаций, девальвировать собственную валюту, увеличить стимулирующие расходы и укрепить свое лидерство в технологиях возобновляемой энергетики.
Китай также может попытаться компенсировать потерю доступа к рынкам США, наращивая торговлю и инвестиции в Европу и так называемый «глобальный юг». Опять же, далеко не факт, что эта тактика будет применена — многое зависит от того, какую политику администрация Трампа начнет проводить после инаугурации 20 января. Тем не менее, стоит рассмотреть существующие и вероятные тенденции, которые могут проявиться в 2025 году.
Тарифы и стимулы
Во-первых, почти наверняка Трамп введет какие-то тарифы на импорт в США. Насколько они будут масштабными и разрушительными, еще предстоит определить, но можно с уверенностью сказать, что любые тарифы негативно скажутся на мировой экономике и, следовательно, окажут понижательное давление на такие сырьевые товары, как нефть, железная руда и СПГ.
Во-вторых, экономика Китая демонстрирует некоторые признаки улучшения: в ноябре производственная активность росла самыми быстрыми темпами за пять месяцев. Если Пекин продолжит планомерно вводить стимулирующие меры, восстановление, вероятно, продолжится.
Это будет позитивным фактором для железной руды, меди и СПГ. Для нефти эффект может быть не столь позитивным, учитывая, что быстрый переход Китая на электромобили снижает спрос на бензин, а переход грузовиков на СПГ начинает сокращать спрос на дизельное топливо.
Одна тенденция, которая, весьма вероятно, сохранится, — это растущая чувствительность Китая к ценам на сырьевые товары. Ситуация с нефтью это подтверждает: импорт Китая за первые 11 месяцев снизился на 2,1% в пересчете на баррели в день, несмотря на ожидания сильного роста спроса со стороны таких организаций, как ОПЕК и Международное энергетическое агентство.
Хотя слабая экономика Китая и растущая электрификация объясняют часть этого снижения, китайские нефтепереработчики также просто сократили импорт из-за своего мнения, что сокращение добычи ОПЕК+ удерживает цены на слишком высоком уровне. Общая картина на 2025 год такова, что год начинается с высокой степени неопределенности, поэтому крайне важно в основном игнорировать риторику Трампа и сосредоточиться на реально реализуемой политике и том, что показывают данные.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Процентные ставки в США будут выше, чем в Европе, и это не обрадует Трампа