Port Favor
По данным источников S&P Global Commodity Insights, недавно анонсированное строительство объекта по перевалке аммиака на терминале Port Favor в Усть-Луге является частью усилий России по восстановлению доли рынка в условиях западных санкций и перестройки мировых энергетических рынков.
Аммиак является исходной точкой для всех минеральных азотных удобрений, и для его производства обычно требуется уголь или природный газ. Имея большие запасы природного газа, Россия является крупным игроком на этом рынке, но сталкивается с растущим давлением санкций.
Несмотря на то что российский аммиак или его удобрения не находятся под санкциями Европейского союза или США, многие покупатели предпочитают держаться подальше от российской продукции. К тому же аммиачный трубопровод, который начинается в Тольятти и заканчивается в Одессе, был поврежден в результате обстрела.
Россия ищет новые пути сбыта своего аммиака и объявила 13 декабря, что модернизированный терминал Port Favor сможет переваливать 1 миллион тонн аммиака в год. В 2026 году Port Favor рассчитывает перевалить почти 1,5 миллиона тонн, согласно отчету, опубликованному информационным агентством «Интерфакс».
В настоящее время терминал используется для отгрузки аммиака, произведенного на заводе ЕвроХима EuroChem Northwest 1 в Кингисеппе, но транспортировка осуществляется грузовиками и судами, которые должны ждать завершения работ две-три недели, по словам аналитика по аммиаку S&P Global Commodity Insights Георгия Елисеева. Ожидаемое улучшение показателей экспорта является результатом завершения строительства железной дороги, которая сможет поставлять аммиак и сыпучие удобрения с мая 2025 года.
Елисеев подчеркивает, что Россия могла поставлять на мировой рынок около 4 миллионов тонн аммиака в год, но из-за конфликта на Украине утратила долю, и теперь вряд ли сможет ее полностью восстановить.
«У них также есть план в будущем построить трубопровод от Кингисеппа до Усть-Луги, они получили разрешение на такое строительство», — сказал Елисеев.
Скептицизм
Поставщик аммиака на европейский рынок — S&P Global, отметил, что в настоящее время существует только два постоянных пункта импорта российского аммиака: LAT Nitrogen, которая импортирует его во французский Руан, и несколько турецких покупателей.
По данным Platts Commodity Insights, участники рынка отметили, что марокканский производитель удобрений OCP, крупнейший в мире импортер, в 2023 году закупил на бирже Jorf Lasfar более 1,5 млн тонн, и добавили, что OCP не закупала аммиак у «Еврохима».
«Они не могут продавать в Европу. Конечно, здорово иметь более крупный терминал, но если вы не можете продавать на своем естественном рынке, что вы будете делать?» — сказал поставщик.
«Если европейские покупатели не продемонстрируют мне настоящую, истинную заинтересованность в приобретении российского аммиака, если они мне этого не покажут, я не верю, что это принесет какую-либо пользу», — продолжили они.
Турецкий покупатель — еще один собеседник, также ожидает, что Европа продолжит избегать поставок от ЕвроХима. Они заявили, что это может добавить понижательное ценовое давление на Турцию, которая наряду с Индией является единственным рынком, который принимает тонны из других санкционированных мест, таких как Венесуэла и Иран.
Platts последний раз оценивала аммиак из стран Балтии и бывшего СССР в 415–420 долл. США за тонну FOB 19 декабря.
Новые маршруты
Андре Леан, научный сотрудник Института стратегических исследований нефти, природного газа и биотоплива, утверждает, что новый терминал по экспорту аммиака является частью перестройки мирового энергетического рынка.
«После того как Россия потеряла огромную долю газового рынка Европы, она стремится диверсифицировать свои направления», — сказал Леан, подчеркнув 14-й пакет санкций ЕС, впервые нацеленный на сектор СПГ страны и предусматривающий запрет на перевалку российского СПГ в портах ЕС для поставок на рынки за пределами ЕС.
«Россия в основном ориентируется на Азию и Латинскую Америку, чтобы вернуть себе позиции, и я считаю, что этот завод по производству аммиака является частью этой стратегии, позволяющей увеличить доходы и экспорт через другой маршрут, который обеспечит России возможность осуществлять такой экспорт», — сказал Леан.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на европейский газ продолжают расти после скачка в понедельник
Европе не хватает энергии ветра и она вынуждена перейти на газ
Цены на газ в Европе подскочили после предупреждения OMV о риске прекращения поставок из России