В следующем году в Китае ожидается, что электромобили впервые обойдут по продажам автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Это станет историческим событием, которое позволит китайскому автомобильному рынку опередить западных конкурентов на несколько лет.
Китай планирует превзойти международные прогнозы и достичь целей, поставленных Пекином. Продажи электромобилей на внутреннем рынке, включая чистые аккумуляторные и подключаемые гибриды, вырастут примерно на 20% в годовом исчислении и составят более 12 миллионов единиц в 2025 году. Такие оценки были предоставлены Financial Times четырьмя инвестиционными банками и исследовательскими группами. Это значительно превышает показатель 2022 года, когда было продано 5,9 миллиона электромобилей.
В то же время ожидается, что продажи автомобилей с традиционными двигателями в следующем году упадут более чем на 10% и составят менее 11 миллионов единиц. Это почти на 30% меньше, чем в 2022 году, когда было продано 14,8 миллионов единиц.
В Европе и США продажи электромобилей также замедлились. Это связано с медленным внедрением новых технологий в автомобильной промышленности, неопределённостью в отношении государственных субсидий и усилением протекционизма в отношении импорта из Китая.
В 2025 году Китай планирует реализовать больше транспортных средств, работающих на электроэнергии, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Прогнозируемые продажи легковых автомобилей в Китае: Автомобили с двигателем внутреннего сгорания — 20 млн. Электромобили на аккумуляторах — 15 млн. Гибридные электромобили — 10 млн. Подключаемые гибридные электромобили — 5 млн. Источник: Wood Mackenzie. Данные основаны на оценках за III квартал 2024 года.
Роберт Лью, директор по исследованиям возобновляемых источников энергии в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Wood Mackenzie, считает, что успех Китая в области электромобилей свидетельствует о его успехе в развитии внутренних технологий и обеспечении глобальных цепочек поставок критически важных ресурсов для электромобилей и их аккумуляторов. Это привело к резкому снижению производственных затрат и более низким ценам для потребителей.
«Они хотят электрифицировать всё», — сказал Лью. «Ни одна страна не сравнится с Китаем».
Хотя темпы роста продаж электромобилей в Китае замедлились после ажиотажа, вызванного пандемией, прогнозы показывают, что официальная цель Пекина — достичь доли электромобилей в 50% в продажах автомобилей к 2035 году — будет достигнута на 10 лет раньше запланированного срока.
Прогнозы по отрасли были предоставлены FT инвестиционными банками UBS и HSBC, а также исследовательскими группами Morningstar и Wood Mackenzie. Они предполагают, что в течение ближайшего десятилетия заводы, созданные в Китае для производства десятков миллионов автомобилей с традиционными двигателями, практически не смогут обслуживать внутренний рынок.
Прогнозы также подчёркивают, что быстрый рост китайской индустрии электромобилей теперь угрожает национальным лидерам производства — Германии, Японии и США.
По данным шанхайской консалтинговой компании Automobility, в то время как рынок электромобилей в Китае демонстрировал рост почти на 40% в годовом исчислении в 2024 году, доля рынка автомобилей иностранных марок упала до рекордно низкого уровня в 37%. Это резкое снижение по сравнению с 64% в 2020 году.
В то время как рынок электромобилей в Китае демонстрировал рост почти на 40% в годовом исчислении в 2024 году, доля рынка автомобилей иностранных марок упала до рекордно низкого уровня в 37%. Это резкое снижение по сравнению с 64% в 2020 году.
В этом месяце GM списала более 5 миллиардов долларов стоимости своего бизнеса в Китае. Холдинговая компания Porsche предупредила о списании своей доли в Volkswagen на сумму до 20 миллиардов евро. Главные конкуренты Nissan и Honda заявили, что они реагируют на «резко меняющуюся бизнес-среду» слиянием.
Китайские автопроизводители сталкиваются с внутренней конкуренцией. Юйцянь Дин, опытный аналитик из Пекина в HSBC, считает, что, хотя электромобили теперь стали «стратегически важной» частью новой высокотехнологичной экономики Китая, ожидается, что интенсивная конкуренция «выдавит» больше игроков с рынка по мере консолидации отрасли.
«В то время как внутренний сектор электромобилей в Китае явно процветает, он также сталкивается с замедлением роста — с очень высокой базы — из-за избыточного предложения моделей, жёсткой конкуренции и ценовой войны», — сказала она. «Долгосрочное направление движения очевидно — китайский электромобиль не остановить».
Ту Ле, основатель консалтинговой компании Sino Auto Insights, заявила, что отрасль находится только в «начале» периода беспрецедентных потрясений.
Винсент Сан, аналитик по акциям, освещающий автомобильный сектор Китая для инвестиционной исследовательской группы Morningstar, отметил, что несколько транснациональных автопроизводителей, включая немецкий Volkswagen, не рассчитывают выпускать новые крупные модели электромобилей в Китае до конца 2025 или 2026 года.
По оценкам HSBC, в четвёртом квартале 2024 года производители в Китае планировали выпустить около 90 новых моделей автомобилей — примерно по одной в день — и почти 90% из них — электромобили.
Однако Пол Гонг, руководитель подразделения по изучению рынка автомобилей в Китае в UBS, выразил опасения по поводу неопределённости в отношении общей экономической стратегии Китая на 2025 год. Он прогнозирует, что рынок столкнётся с трудностями в начале года после успешного завершения 2024 года.
Тем не менее, он также отметил: «Мы ожидаем значительного роста продаж в конце 2025 года, который будет связан с окончанием действия субсидий и введением 5-процентного налога на покупку электромобилей в 2026 году, по сравнению с нулевым процентом до конца 2025 года».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ЕС введет пошлины до 45% на электромобили из Китая
Евросоюз введет пошлины до 38% на китайские электромобили
Китай может ответить на тарифы на электромобили пошлинами на молоко и свинину из ЕС