Количество контейнеровозов, которые будут поставлены в 2025 году, по тоннажу. Источник: The Finnacial Times
По данным судового брокера Braemar, в 2025 году ожидается поставка всего шести контейнеровозов, способных перевозить более 17 000 20-футовых контейнеров (TEU), по сравнению с 17 судами, поставленными в 2020 году. При этом в 2025 году планируется завершить строительство 83 среднеразмерных судов вместимостью от 12 000 до 16 999 TEU, что почти в пять раз больше, чем пять лет назад.
Причины изменений
«Судно на 16 000 TEU станет популярной рабочей лошадкой для линейных компаний», — отметил Джонатан Роуч, аналитик контейнерного рынка Braemar, добавив, что «вялая» мировая торговля и насыщение рынка «огромными судами» также снизили спрос на эти суда.
По словам представителей отрасли, угроза нарушения экологических норм и перебои в торговле, в том числе связанные с прошлогодними атаками на суда в Красном море, также снизили спрос на самые крупные суда. Ожидается, что эти тенденции сохранятся с возвращением Дональда Трампа в Белый дом в этом месяце. Новый президент пригрозил резко повысить тарифы на импорт из Китая.
Изменение цепочек поставок
«Мы определенно наблюдаем растущий интерес к поиску поставщиков не только в Китае», — сказал Петер Санд, главный аналитик компании Xeneta, отслеживающей рынок морских перевозок, добавив, что цепочки поставок распространяются на меньшие производственные центры в других странах Азии. «Суда [самого большого] размера имеют экономический смысл только, если у вас есть груз для их заполнения. Если нет — вы теряете деньги», — добавил Санд.
Высокопоставленный руководитель одной из крупнейших азиатских контейнерных линий подтвердил слова Санда. С перемещением производства в Индию и Вьетнам «вряд ли стоит ожидать заполнения крупнейших судов в двух или трех портах», сказал он.
Текущие тенденции
Хотя среднеразмерные суда обогнали по популярности самые крупные, спрос на суда вместимостью более 18 000 TEU снова вырос, поскольку прибыль в контейнерной судоходной отрасли взлетела в 2024 году. По данным Braemar, в начале декабря было заказано 76 судов такого размера по сравнению с 45 в тот же период 2023 года. Mediterranean Shipping Company, лидер отрасли, в сентябре заказала 10 судов вместимостью 21 000 TEU.
Влияние геополитики
Доходы судовладельцев резко выросли после того, как йеменская группировка хуситов начала серию атак на суда вблизи Суэцкого канала, что привело к изменению маршрутов судов и росту стоимости перевозок из-за сокращения доступных судов. Эксперты отметили, что атаки, предпринятые в знак поддержки палестинцев во время войны в Газе, только подчеркнули растущую важность гибкости в отрасли.
Технические факторы
Сверхкрупные суда преимущественно используются для перевозки крупных грузов между Азией и Европой через Суэцкий канал, но им сложно проходить через другие критические проходы, такие как Панамский канал. Существует также значительная неопределенность относительно того, на каком топливе должны работать будущие суда, при ограниченных поставках зеленых альтернатив. Судовладельцы также не уверены в требованиях Международной морской организации по достижению цели нулевых выбросов к 2050 году.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Стимулирование китайской экономики приносит плоды
Китай превращается из экономического лидера в главного азиатского аутсайдера