Китайский рынок электромобилей начал томожение

14.01.2025 12:24

По прогнозам аналитиков, китайский рынок электромобилей перейдет к резкому торможению в 2025 году. Компаниям, которые уже пытаются выжить, придется нелегко

Новые электромобили в порту города Тайцан в восточной китайской провинции Цзянсу. Источник: CNBC


По данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей, продажи транспортных средств, работающих на новой энергии (NEV) — эта категория включает автомобили только на батареях и гибридные автомобили — выросли в прошлом году на 42% до почти 11 млн единиц. Продажи NEV лидера рынка BYD взлетели — увеличившись более чем на 40% до почти 4.3 млн единиц, что значительно превышает внутренний целевой показатель роста как минимум на 20% с 2023 года.

Но в новом году аналитики HSBC прогнозируют консолидацию отрасли и только 20-процентное увеличение продаж транспортных средств на новой энергии в Китае. В частности, у BYD продажи вырастут примерно на 14%. Сильные объемы продаж позволили «борющимся и отстающим» держаться несмотря на падающую маржу, сказала Юцянь Дин, руководитель исследований автомобильного сектора Китая в HSBC, в отчете на прошлой неделе. Она отметила, что только BYD, Tesla и Li Auto получили прибыль в 2023 году.


«По нашему мнению, ситуация неустойчива, и мы ожидаем, что темпы консолидации отрасли быстро ускорятся», — сказала Дин.


Сочетание субсидий и стимулов для потребительских покупок в Китае поддерживало быстрый рост индустрии транспортных средств на новой энергии.

Базирующаяся в Шэньчжэне компания по производству лазерных дисплеев Appotronics даже не имела автомобильного бизнеса, пока не начала производить проекционный экран для автомобилей, поставки которого начались в Китае в начале прошлого года. Компания отгрузила более 170 000 единиц в прошлом году.

Но как признак меняющегося рынка, компания ожидает только аналогичных объемов в 2025 году, сказал председатель и генеральный директор Appotronics Ли И в интервью CNBC на прошлой неделе. Он предсказал, что рынок не восстановится до 2026 года.


«Многие клиенты-автопроизводители находятся не в лучшем финансовом положении. Они сокращают бюджет на НИОКР. Это определенно окажет негативное влияние на эту отрасль», — сказал Ли, также отметив проблемы с избыточными мощностями.


Автопроизводители хлынули на быстрорастущий рынок электромобилей Китая, развязав ценовую войну в попытке привлечь клиентов. Компания по производству смартфонов Xiaomi запустила свой электрический седан SU7 в прошлом году на $4 000 дешевле, чем Tesla Model 3, и с обещанием большего запаса хода.


«Когда BYD и Tesla снижают цены, у большинства конкурентов мало выбора, кроме как последовать их примеру. Это явно сократило общий пул прибыли в автомобильной промышленности, особенно сейчас, когда у электромобилей весь импульс», — сказала Дин из HSBC, отметив, что чистая маржа прибыли BYD составляет всего 5%, что меньше двузначных показателей для ведущих автопроизводителей, когда традиционный автомобиль на ископаемом топливе был на пике.


Доля NEV среди продаваемых новых автомобилей превысила 50% во второй половине года, показали данные ассоциации. Из-за высокого уровня проникновения темп роста продаж новых NEV, вероятно, замедлится до 15-20% в 2025 году, считает аналитик Fitch Bohua Вэнью Чжоу. Он ожидает, что так называемые умные функции будут главным фактором конкуренции.

Автопроизводители в Китае все чаще обращаются к функциям развлечения в автомобиле и технологиям помощи водителю как к способам выделить свои автомобили. Рынок электромобилей тормозит, но Appotronics тем временем планирует внедрить проектор с разрешением 4K в автомобили в Китае в этом году, вместе с экраном, который имеет лучший контраст и функции конфиденциальности, сказал Ли.

В долгосрочной перспективе компания намерена потратить следующие два-три года на разработку новых, основанных на лазерах устройств для автомобильных фар. По словам Ли, компания ведет переговоры с Tesla о продукте проекторного типа для автомобиля следующего поколения.

Подготовлено Profinance.ru по материалам CNBC

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

Продажи электромобилей в Китае превзойдут продажи традиционных автомобилей на несколько лет раньше, чем на Западе