В течение следующих десяти лет около 10% нефтеперерабатывающих мощностей Китая могут быть закрыты. Это связано с тем, что спрос на топливо в стране снижается быстрее, чем ожидалось, а стремление правительства повысить эффективность отрасли начинает вытеснять старые и небольшие заводы.
Нефтеперерабатывающий завод Dalian Petrochemical Corp., принадлежащий Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), виден недалеко от центра города Далянь в провинции Ляонин, Китай, 17 июля 2018 г. REUTERS/Чэнь Айчжу
По мнению экспертов, ужесточение санкций США при новой администрации Трампа может привести к убыткам ещё большего числа предприятий и ускорить их закрытие из-за прекращения доступа к дешёвой нефти из таких стран, как Иран.
Долгое время нефтеперерабатывающая отрасль Китая страдала от избытка мощностей, которые были созданы для извлечения выгоды из быстрого роста спроса в течение трёх десятилетий. Однако, по словам аналитиков, у властей не хватает политической воли для закрытия неэффективных заводов, на которых работают десятки тысяч людей.
Однако стремительная электрификация транспорта в Китае и замедление экономического роста делают самых слабых игроков нежизнеспособными.
Вероятно, это приведёт к ограничению импорта сырой нефти в Китай, который является крупнейшим покупателем нефти в мире и на долю которого приходится 11% мирового спроса. В 2024 году импорт сырой нефти в Китай сократился на 1,9%, что стало единственным падением за последние два десятилетия, не считая периода пандемии COVID-19. Более слабый спрос оказал давление на мировые цены на нефть.
В прошлом году объёмы производства на нефтеперерабатывающих заводах также зафиксировали снижение.
Низкие операционные показатели являются явным признаком проблем в отрасли. По оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, в 2024 году китайские НПЗ работали только на 75,5% от своей мощности, что является вторым самым низким показателем с 2019 года и значительно ниже показателя американских НПЗ, который превышает 90%.
В прошлом году американские акции завершили торги снижением, так как инвесторы анализировали последние корпоративные доходы и экономические данные, а акции крупных технологических компаний оказали давление на индекс Nasdaq.
Особенно страдают независимые производители топлива, которые в основном расположены в восточнокитайской провинции Шаньдун. По данным китайской консалтинговой компании, в прошлом году они работали только на 54% мощности, что является самым низким показателем с 2017 года, не считая периода пандемии COVID-19.
В четверг американские акции завершили торги снижением, поскольку инвесторы анализировали последние корпоративные доходы и экономические данные, а акции крупных технологических компаний оказали давление на Nasdaq.
Хуже всего приходится независимым производителям топлива, известным как «самовары», которые расположены в восточнокитайской провинции Шаньдун. Они составляют четверть отрасли. По данным китайской консалтинговой компании, в прошлом году они работали только на 54% мощности, что является самым низким показателем с 2017 года, не считая периода пандемии COVID-19.
Фактически, в 2023 году Пекин предупредил слабых игроков, пообещав к 2025 году избавиться от самых мелких заводов в рамках национального лимита нефтеперерабатывающих мощностей в 20 миллионов баррелей в день, что в настоящее время составляет лишь немногим более 19 миллионов баррелей в день.
Представители отрасли заявили, что небольшие заводы стали ненужными после запуска в эксплуатацию в 2019 году четырёх крупных частных нефтеперерабатывающих заводов, которые в совокупности обеспечивают 10% нефтеперерабатывающих мощностей Китая.
Усугубляя проблемы, в 2021 году Пекин начал преследовать независимые нефтеперерабатывающие заводы за неуплату налогов.
По словам представителей отрасли, более мелкие операторы, особенно те, которые не соответствуют квотам Пекина на сырую нефть и выживают за счёт переработки импортного мазута, столкнутся с дальнейшим кризисом, поскольку новая тарифная и налоговая политика приведёт к росту их издержек в 2025 году.
По словам двух руководителей отрасли, совокупная мощность переработки этих заводов превышает 400 000 баррелей в сутки.
Несколько старших менеджеров независимых нефтеперерабатывающих заводов и аналитик считают, что от 15 до 20 независимых заводов, на долю которых приходится примерно половина от 4,2–5 млн баррелей в день общей мощности нефтепереработки, смогут выдерживать нагрузку в течение десятилетия или более.
«Масштабные предприятия, интегрированные с химическим производством, имеющие земельные площади для расширения и инфраструктуру, такую как трубопроводы и терминалы, могут выжить в долгосрочной перспективе», — сказал Ван Чжао, старший научный сотрудник Sublime China Information, имея в виду самовары в Шаньдуне.
Wood Mackenzie прогнозирует закрытие мощностей на 1,1 млн баррелей в сутки в период с 2023 по 2028 год, или 5,5% от заявленного национального лимита, и ещё на 1,2 млн баррелей в сутки к 2050 году.
В 2025 году нефтеперерабатывающим заводам в провинции Шаньдун придётся непросто.
Три нефтеперерабатывающих завода, входящих в государственную группу Sinochem Group, расположенные в провинции Шаньдун, столкнулись с финансовыми трудностями и были вынуждены закрыться в прошлом году из-за огромных долгов по налогам.
По словам Миа Гэн, аналитика по Китаю из консалтинговой компании FGE в сфере энергетики, даже если Sinochem Group удастся вновь открыть эти заводы, они будут работать с большими затратами. Это связано с тем, что Sinochem Group избегает закупок дешёвой нефти из Ирана, Венесуэлы и России из-за опасений санкций.
По данным агентства Reuters, многие производители перешли на нефть со скидкой, особенно из Ирана, чтобы справиться с ухудшением маржи.
Однако перспектива того, что США под руководством нового президента Дональда Трампа могут ужесточить санкции в отношении иранской нефти, на долю которой приходится более 10% китайского импорта, может ещё больше повысить стоимость нефти.
Внезапный запрет на заход танкеров, находящихся под санкциями США, в китайский порт Шаньдун уже вызвал потрясения на рынке морских перевозок и рост цен на нефть.
Нефтехимический завод Yulong Petrochemical, который должен был быть запущен в ближайшие месяцы, представляет собой крупный проект для Шаньдуна. Его стоимость составляет 20 миллиардов долларов, а мощность установки по переработке сырой нефти — 200 000 баррелей в сутки. Это может усугубить избыток топлива, говорят трейдеры из Шаньдуна.
Власти уже предприняли меры для оптимизации отрасли.
К концу 2022 года было закрыто 10 небольших заводов общей производительностью около 540 000 баррелей в сутки, чтобы освободить место для завода Юйлун, который является ключевым проектом для Шаньдуна.
Кроме того, в ходе общенационального расследования в 2021/2022 году Пекин лишил пять нефтеперерабатывающих заводов квот на импорт. Это привело к первому за два десятилетия снижению импорта сырой нефти в Китай в 2022 году.
Государственные нефтеперерабатывающие заводы начинают инвестировать в более дорогие химикаты. PetroChina планирует закрыть нефтеперерабатывающий завод мощностью 410 000 баррелей в день в Даляне в этом году и заменить его новым заводом меньшего размера, который будет ориентирован на нефтехимию.
Аналогично, Sinopec Corp планирует закрыть старые заводы, ориентированные на топливо, в восточных провинциях, где уровень проникновения электромобилей выше. Об этом сообщили Гэн из FGE и трейдер Sinopec, который предпочёл сохранить анонимность.
В Sinopec пока не прокомментировали перспективы закрытия предприятий.
Старший менеджер по закупкам сырой нефти, проработавший на заводе по производству чая в Шаньдуне 16 лет, ищет новую работу. Его завод, один из тех, которые лишили квот на сырую нефть, работает на 20% своей мощности и уже почти 18 месяцев терпит убытки.
«Мы на грани закрытия после очень тяжёлых 2023 и 2024 годов», — сказал он, отказавшись назвать своё имя или место работы.
«Но найти работу в этой отрасли непросто».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ОПЕК прогнозирует устойчивый рост спроса на нефть в первом прогнозе на 2026 год<
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России
Ужесточение санкций США ограничит поставки российской нефти в Китай и Индию