Нефтеперерабатывающая отрасль Китая переживает потрясения из-за близости пикового спроса на топливо

17.01.2025 11:17

Пик спроса на топливо — новый стимул для консолидации. Новые, более крупные комплексы усугубляют проблему избыточной мощности. Консолидация до сих пор обусловлена ​​вмешательством правительства. Аналитики утверждают, что примерно половина мощностей по переработке "самоваров" может "выжить"

В течение следующих десяти лет около 10% нефтеперерабатывающих мощностей Китая могут быть закрыты. Это связано с тем, что спрос на топливо в стране снижается быстрее, чем ожидалось, а стремление правительства повысить эффективность отрасли начинает вытеснять старые и небольшие заводы.

   Нефтеперерабатывающий завод Dalian Petrochemical Corp., принадлежащий Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), виден недалеко от центра города Далянь в провинции Ляонин, Китай, 17 июля 2018 г. REUTERS/Чэнь Айчжу

По мнению экспертов, ужесточение санкций США при новой администрации Трампа может привести к убыткам ещё большего числа предприятий и ускорить их закрытие из-за прекращения доступа к дешёвой нефти из таких стран, как Иран.

Долгое время нефтеперерабатывающая отрасль Китая страдала от избытка мощностей, которые были созданы для извлечения выгоды из быстрого роста спроса в течение трёх десятилетий. Однако, по словам аналитиков, у властей не хватает политической воли для закрытия неэффективных заводов, на которых работают десятки тысяч людей.

Однако стремительная электрификация транспорта в Китае и замедление экономического роста делают самых слабых игроков нежизнеспособными.

Вероятно, это приведёт к ограничению импорта сырой нефти в Китай, который является крупнейшим покупателем нефти в мире и на долю которого приходится 11% мирового спроса. В 2024 году импорт сырой нефти в Китай сократился на 1,9%, что стало единственным падением за последние два десятилетия, не считая периода пандемии COVID-19. Более слабый спрос оказал давление на мировые цены на нефть.

В прошлом году объёмы производства на нефтеперерабатывающих заводах также зафиксировали снижение.

Низкие операционные показатели являются явным признаком проблем в отрасли. По оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, в 2024 году китайские НПЗ работали только на 75,5% от своей мощности, что является вторым самым низким показателем с 2019 года и значительно ниже показателя американских НПЗ, который превышает 90%.

В прошлом году американские акции завершили торги снижением, так как инвесторы анализировали последние корпоративные доходы и экономические данные, а акции крупных технологических компаний оказали давление на индекс Nasdaq.

Особенно страдают независимые производители топлива, которые в основном расположены в восточнокитайской провинции Шаньдун. По данным китайской консалтинговой компании, в прошлом году они работали только на 54% мощности, что является самым низким показателем с 2017 года, не считая периода пандемии COVID-19.

В четверг американские акции завершили торги снижением, поскольку инвесторы анализировали последние корпоративные доходы и экономические данные, а акции крупных технологических компаний оказали давление на Nasdaq.

Хуже всего приходится независимым производителям топлива, известным как «самовары», которые расположены в восточнокитайской провинции Шаньдун. Они составляют четверть отрасли. По данным китайской консалтинговой компании, в прошлом году они работали только на 54% мощности, что является самым низким показателем с 2017 года, не считая периода пандемии COVID-19.

Фактически, в 2023 году Пекин предупредил слабых игроков, пообещав к 2025 году избавиться от самых мелких заводов в рамках национального лимита нефтеперерабатывающих мощностей в 20 миллионов баррелей в день, что в настоящее время составляет лишь немногим более 19 миллионов баррелей в день.

Представители отрасли заявили, что небольшие заводы стали ненужными после запуска в эксплуатацию в 2019 году четырёх крупных частных нефтеперерабатывающих заводов, которые в совокупности обеспечивают 10% нефтеперерабатывающих мощностей Китая.

Усугубляя проблемы, в 2021 году Пекин начал преследовать независимые нефтеперерабатывающие заводы за неуплату налогов.

По словам представителей отрасли, более мелкие операторы, особенно те, которые не соответствуют квотам Пекина на сырую нефть и выживают за счёт переработки импортного мазута, столкнутся с дальнейшим кризисом, поскольку новая тарифная и налоговая политика приведёт к росту их издержек в 2025 году.

По словам двух руководителей отрасли, совокупная мощность переработки этих заводов превышает 400 000 баррелей в сутки.

Несколько старших менеджеров независимых нефтеперерабатывающих заводов и аналитик считают, что от 15 до 20 независимых заводов, на долю которых приходится примерно половина от 4,2–5 млн баррелей в день общей мощности нефтепереработки, смогут выдерживать нагрузку в течение десятилетия или более.


«Масштабные предприятия, интегрированные с химическим производством, имеющие земельные площади для расширения и инфраструктуру, такую как трубопроводы и терминалы, могут выжить в долгосрочной перспективе», — сказал Ван Чжао, старший научный сотрудник Sublime China Information, имея в виду самовары в Шаньдуне.


Wood Mackenzie прогнозирует закрытие мощностей на 1,1 млн баррелей в сутки в период с 2023 по 2028 год, или 5,5% от заявленного национального лимита, и ещё на 1,2 млн баррелей в сутки к 2050 году.

В 2025 году нефтеперерабатывающим заводам в провинции Шаньдун придётся непросто.

Три нефтеперерабатывающих завода, входящих в государственную группу Sinochem Group, расположенные в провинции Шаньдун, столкнулись с финансовыми трудностями и были вынуждены закрыться в прошлом году из-за огромных долгов по налогам.

По словам Миа Гэн, аналитика по Китаю из консалтинговой компании FGE в сфере энергетики, даже если Sinochem Group удастся вновь открыть эти заводы, они будут работать с большими затратами. Это связано с тем, что Sinochem Group избегает закупок дешёвой нефти из Ирана, Венесуэлы и России из-за опасений санкций.

По данным агентства Reuters, многие производители перешли на нефть со скидкой, особенно из Ирана, чтобы справиться с ухудшением маржи.

Однако перспектива того, что США под руководством нового президента Дональда Трампа могут ужесточить санкции в отношении иранской нефти, на долю которой приходится более 10% китайского импорта, может ещё больше повысить стоимость нефти.

Внезапный запрет на заход танкеров, находящихся под санкциями США, в китайский порт Шаньдун уже вызвал потрясения на рынке морских перевозок и рост цен на нефть.

Нефтехимический завод Yulong Petrochemical, который должен был быть запущен в ближайшие месяцы, представляет собой крупный проект для Шаньдуна. Его стоимость составляет 20 миллиардов долларов, а мощность установки по переработке сырой нефти — 200 000 баррелей в сутки. Это может усугубить избыток топлива, говорят трейдеры из Шаньдуна.

Власти уже предприняли меры для оптимизации отрасли.

К концу 2022 года было закрыто 10 небольших заводов общей производительностью около 540 000 баррелей в сутки, чтобы освободить место для завода Юйлун, который является ключевым проектом для Шаньдуна.

Кроме того, в ходе общенационального расследования в 2021/2022 году Пекин лишил пять нефтеперерабатывающих заводов квот на импорт. Это привело к первому за два десятилетия снижению импорта сырой нефти в Китай в 2022 году.

Государственные нефтеперерабатывающие заводы начинают инвестировать в более дорогие химикаты. PetroChina планирует закрыть нефтеперерабатывающий завод мощностью 410 000 баррелей в день в Даляне в этом году и заменить его новым заводом меньшего размера, который будет ориентирован на нефтехимию.

Аналогично, Sinopec Corp планирует закрыть старые заводы, ориентированные на топливо, в восточных провинциях, где уровень проникновения электромобилей выше. Об этом сообщили Гэн из FGE и трейдер Sinopec, который предпочёл сохранить анонимность.

В Sinopec пока не прокомментировали перспективы закрытия предприятий.

Старший менеджер по закупкам сырой нефти, проработавший на заводе по производству чая в Шаньдуне 16 лет, ищет новую работу. Его завод, один из тех, которые лишили квот на сырую нефть, работает на 20% своей мощности и уже почти 18 месяцев терпит убытки.


«Мы на грани закрытия после очень тяжёлых 2023 и 2024 годов», — сказал он, отказавшись назвать своё имя или место работы.

«Но найти работу в этой отрасли непросто».


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

ОПЕК прогнозирует устойчивый рост спроса на нефть в первом прогнозе на 2026 год<

МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России

Ужесточение санкций США ограничит поставки российской нефти в Китай и Индию