Индонезия наводнила мир бо́льшим объемом металла, чем тот может поглотить, что привело к падению цен на никель и обернулось потерями среди остальных мировых производителей.
Судьба рынка в этом году зависит от того, сможет ли Джакарта обуздать излишества в производстве никеля и более точно сопоставить предложение со спросом.
Есть позитивные признаки. Министерство горнодобывающей промышленности Индонезии планирует сократить квоту на добычу никелевой руды в этом году до 200 миллионов тонн с ранее запланированных 240 миллионов.
Новость вызвала скромное оживление цен, 3-месячный контракт на никель на LME вырос на 3% с начала января. Достаточно ли этого, чтобы сгенерировать более устойчивое восстановление, еще предстоит увидеть.
Избыток предложения
За последнее десятилетие Индонезия стала ведущим мировым производителем никеля. По данным Всемирного бюро статистики металлов, добыча в стране резко возросла с 358 000 тонн в 2017 году до 2,2 млн тонн в 2023 году. В том году поставки из Индонезии составили более половины мирового спроса. Первоначально цунами поставок из Индонезии затронуло сегмент низкосортного никеля II класса, например, никельсодержащего чугуна. Обычно низкосортный никель используется в производстве нержавеющей стали.
Ситуация изменилась за последние два года после того, как китайские операторы освоили технологию переработки низкосортного никеля Индонезии в высокосортные продукты класса I, такие как сульфат и рафинированный металл.
Революция в сфере переработки вывела излишки рынка из тени Класса II в более заметный мир биржевой торговли.
Запасы никеля на LME и ShFE
Рост запасов
С момента обвала в 2022 году на Лондонской бирже металлов котируются пять китайских и одна индонезийская марка рафинированного никеля.
Влияние этого фактора очевидно по росту запасов на LME.
Низкие запасы на LME стали одной из причин резкого роста цен в марте 2022 года. Они продолжили падение в первой половине 2023 года, впервые с 2007 года опустившись ниже 40 000 тонн.
С тех пор запасы на LME выросли до 172 206 тонн за счет поставок из Китая и Индонезии.
В системе хранения LME не было китайского никеля до августа 2023 года. По состоянию на конец декабря 2024 года их было 70 000 тонн, что составляет 47% от запасов. Первый индонезийский металл появился в июле прошлого года и к концу декабря объем составил более 7 000 тонн.
Зарегистрированные на LME запасы — это лишь часть более широкой картины запасов.
Запасы на LME без варранта также выросли, а запасы на Шанхайской фьючерсной бирже достигли пятилетнего максимума в 35 327 тонн.
Общий объем биржевых запасов на конец ноября 2023 года составил почти 230 000 тонн, что является самым высоким показателем с 2021 года.
Это хорошие новости для обеих бирж. Рост физической ликвидности помог восстановить доверие на обоих рынках, что привело к восстановлению объемов торговли после спада активности в результате никелевого кризиса 2022 года.
Это были менее хорошие новости для всех, кто занимается производством никеля за пределами Индонезии и Китая. Рост запасов привел к еще большему снижению цены.
Запасы никеля на LME по происхождению производителя
Спрос со стороны аккумуляторов падает
Это не значит, что спрос на никель рухнул.
Сектор нержавеющей стали, на который по-прежнему приходится наибольшая доля потребления металла, продемонстрировал высокие результаты в 2024 году. По данным отраслевой ассоциации Worldstainless, мировое производство стали в литейных цехах выросло на 6,3% в годовом исчислении в первой половине прошлого года.
Однако использование никеля в аккумуляторах электромобилей оказалось ниже, чем ожидалось.
Хотя мировые продажи электромобилей в 2025 году выросли на 25%, бо́льшая часть роста пришлась на Китай, где автомобильные компании все чаще переходят на неникелевые аккумуляторные батареи, такие как литий-железо-фосфатные (LFP).
По данным консалтинговой компании Rho Motion, западные автопроизводители продолжают использовать никель в своих аккумуляторах, однако продажи электромобилей в Северной Америке выросли на сравнительно скромные 9%, а в Европе сократились на 3% в прошлом году.
Более того, как западные, так и китайские покупатели автомобилей отдают предпочтение гибридам, а не моделям с чистыми аккумуляторами, а гибридам требуются аккумуляторы меньшей емкости.
Исследователи Adamas Intelligence подсчитали, что в ноябре 2024 года средневзвешенное по мировым продажам количество никеля, использованного на одну батарею легкового автомобиля, составило 12,6 кг, что на 16% меньше, чем в ноябре 2023 года.
В то время как в Европе ожидается восстановление продаж электромобилей в этом году благодаря вступлению в силу более жестких правил выбросов, продажи в Северной Америке столкнулись с проблемой, связанной с отменой Дональдом Трампом схемы субсидирования электромобилей, принятой администрацией Байдена.
Дисциплина в поставках
Индонезия не скрывает своего желания использовать свое доминирующее положение на рынке никеля для установления ценового превосходства.
Теперь у нее есть такая сила.
Ключевой вопрос для рынка никеля — как Индонезия будет использовать свою силу.
Сокращение квот на добычу руды в этом году говорит о том, что Джакарта понимает, что цена упала слишком сильно даже для некоторых ее собственных производителей.
Хитрость будет заключаться в адаптации темпов производства к быстро меняющейся динамике спроса на аккумуляторы для электромобилей. Без дисциплины поставок со стороны доминирующего в мире производителя устойчивое восстановление цен на никель останется недостижимым.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Reuters.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
«Норникель» увеличил прогноз дефицита палладия на 2024 год
Glencore за 9 месяцев снизил добычу металлов, но подтвердил прогноз на 2024 год