Объемы грузоперевозок РЖД в 2024 году упали до 15-летнего минимума, а нехватка рабочей силы и локомотивов усугубила проблемы с пропускной способностью, поскольку Москва перенаправляет торговые потоки из Европы в Азию, свидетельствуют данные и сообщают шесть источников.
Президент Владимир Путин всё больше обеспокоен ситуацией в экономике России, которая находится в состоянии военного времени.
В 2024 году РЖД перевезли 1,18 млрд тонн грузов, что на 4,1% меньше, чем в предыдущем году. Это самый низкий показатель с 2009 года, когда Россия оправлялась от мирового финансового кризиса. Даже во время пандемии в 2020 году объёмы грузоперевозок в России выросли.
Гистограмма, показывающая объемы грузоперевозок в России за период 2008–2024 гг., подчеркивает, что в 2024 году наблюдался самый низкий показатель с 2009 года, то есть со времен мирового финансового кризиса.
Шесть источников в железнодорожной отрасли и на железнодорожном транспорте сообщили, что причиной проблем с грузоперевозками стали нехватка пропускной способности сети на востоке, санкции, нехватка рабочей силы и сокращение инвестиций.
В компании «Российские железные дороги» объяснили снижение числа машинистов внешними факторами и заявили, что значительно повысили эффективность работы сети за счёт сокращения количества узких мест, перегруженных пустыми вагонами частных операторов. Повышение заработной платы помогло преодолеть нехватку около 3000 машинистов и помощников машинистов.
В этом году «Российские железные дороги» столкнулись с огромным скачком процентных платежей, поскольку Центробанк повысил стоимость заимствований в попытке обуздать стремительный рост инфляции, а компания сокращает инвестиции примерно на 40%.
В 2024 году РЖД перевезли по этим восточным маршрутам около 150 млн тонн, что меньше запланированных 162 млн тонн.
В компании «Российские железные дороги» заявили, что обеспечили пропускную способность на этих маршрутах до 180 млн тонн, однако не уточнили объём перевезённых грузов.
Согласно правительственному документу, с которым ознакомился Reuters, на этот год поставлена цель в 180 миллионов тонн. Это означает, что пропускная способность этих маршрутов не увеличится в 2025 году, сказал источник, добавив, что работы по модернизации «стоят на месте».
Одной из отраслей, находящихся под давлением, является угольная. Вашингтон ввёл санкции против большинства крупнейших угольных компаний России, включая СУЭК и Мечел. После введения запретов США, ЕС и Великобритании на импорт угля из России более 80% её экспорта теперь идёт в Азию.
Экспорт упал на 6% в прошлом году под давлением западных санкций, сбоев в инфраструктуре и проблем с рентабельностью, заявило Международное энергетическое агентство. В прошлом месяце Путин поручил правительству разработать меры поддержки для отрасли.
Согласно правительственному документу, комитет во главе с вице-премьером Александром Новаком поручил правительству разработать антикризисную программу.
«Угольная промышленность сегодня испытывает особые трудности из-за падения цен и невозможности экспортировать уголь на рынки в полном объёме», — сказал Новак в декабре во время визита в богатый углём регион России — Кузнецкий бассейн, известный как Кузбасс.
По данным китайской таможни, в 2024 году Россия была единственным крупным производителем угля, поставки которого в Китай сократились. Аналитики компании Galaxy Futures считают, что ограниченные возможности транспортировки угля в России привели к тому, что приоритет в работе железных дорог отдаётся более дорогим грузам.
Однако в РЖД опровергли эту информацию, заявив, что доля угля в общем объёме перевозок в 2024 году составила 28%, как и в предыдущем году.
По мнению компании, основной причиной проблем с экспортом угля стали нерешённые коммерческие вопросы между портовыми работниками и грузоотправителями в порту Тамань.
Кроме того, российская металлургическая и энергетическая группа En+ сообщила о трудностях с поставками угля на свои тепловые электростанции в Иркутской области.
«У нас есть проблемы с пропускной способностью железных дорог, и мы работаем над их решением совместно с железнодорожниками и администрациями», — заявил глава En+ Владимир Колмогоров в интервью агентству Reuters.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Греф предупредил об опасности стагфляции в экономике России
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России