Президент США Дональд Трамп не ввел тарифы на китайский экспорт в первый день своего возвращения в офис. При этом он поручил Торговому представителю США пересмотреть экономическое и торговое соглашение, подписанное во время первого срока президента.
Китайские договоренности с США
Пересмотр соглашения с Китаем поможет новой администрации США определить, действует ли Китай в соответствии с этим соглашением. После проверки торговый представитель США «должен рекомендовать соответствующие меры, вплоть до введения новых тарифов или других санкций», говорится в меморандуме президента о торговой политике «Америка прежде всего».
Во время торговой войны в первый срок президентства Трампа Китай прекратил покупать американский СПГ на целый год. Торговая война, начавшаяся в 2018 году, сократила американский экспорт СПГ в Китай: Пекин ввел тарифы на сжиженный газ, когда Штаты ввели тарифы на большое количество китайских товаров. Тогда Трамп достиг так называемого «торгового соглашения первой фазы» с Китаем в 2020 году, согласно которому Пекин должен был увеличить закупки американских товаров на $200 млрд долларов в последующие два года.
Из-за Covid и его последствий для китайской и мировой экономики Китай не достиг этой цели, которая включала увеличение закупок американских промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции и энергоресурсов. Наибольшее отставание было в закупках энергоресурсов — Китай смог купить лишь треть обещанных объемов, согласно данным Бюро переписи населения США.
Китай должен был закупить энергоресурсы на миллиарды долларов, включая нефть, уголь и СПГ. Даже до пандемии аналитики в основном сходились во мнении, что китайское обещание закупить дополнительно энергопродуктов США на $52,4 млрд в 2020 и 2021 годах сверх уровня 2017 года, скорее всего, было невыполнимым, даже если бы Китай намеревался выполнить все свои обязательства по сделке.
Китай ищет выгоду
С тех пор Китай диверсифицировал свой импорт энергоресурсов — трубопровод из России теперь поставляет большие объемы газа. После того как Россия потеряла западные нефтяные рынки, Китай стал главным покупателем российской нефти, причем по низким ценам. Газпром начал поставлять газ в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» в конце 2019 года, и сейчас поставки достигли максимальной проектной мощности.
Поскольку большая часть европейского рынка теперь закрыта для Газпрома, российский газовый гигант делает большую ставку на Китай и его растущий спрос на природный газ, чтобы компенсировать потерю продаж, которые ранее шли в Европу.
После энергетического кризиса 2022 года и усилий Китая по диверсификации поставок нефти и газа, Пекин подписал долгосрочные контракты на поставку СПГ, в том числе с американскими экспортерами.
Например, Cheniere Energy подписала долгосрочное соглашение с китайской ENN о поставках СПГ китайскому покупателю в течение более 20 лет начиная с 2026 года — это второе подобное соглашение между Cheniere и ENN.
Но у Китая также есть соглашения с Катаром, вторым по величине экспортером СПГ после Соединенных Штатов. По сравнению с первым сроком Трампа, у Китая теперь больше вариантов для обеспечения достаточных поставок природного газа, в том числе из России и США.
Покупатели законтрактовали миллионы тонн СПГ из США с началом поставок с 2026 года. У Китая есть возможность еще больше увеличить импорт американского СПГ.
Вопрос в том, выберет ли он этот путь и вступит в торговые переговоры или продолжит использовать свое доминирование в области редкоземельных элементов и ключевых минералов с ограничениями на экспорт критически важных минералов, таких как галлий, германий и сурьма, которые имеют, среди прочего, военное применение.
Подготовлено Profinance.ru по материалам OilPrice
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Стоимость доставки нефти из России в Китай выросла в пять раз после санкций