Хотя Дональд Трамп пока не предпринял никаких действий в отношении своих многочисленных тарифных угроз, высока вероятность того, что он это сделает.
С 2017 года, первого года правления Трампа, торговля держалась более или менее стабильно на уровне чуть менее 60 процентов мирового ВВП. Но доля США в торговых потоках снизилась © Tim Rue/Bloomberg
Это вызывает опасения, что агрессивная торговая позиция президента США может привести к глобальному хаосу, замедлить экономический рост и вызвать нестабильность на рынках, особенно если страны, против которых направлены санкции, предпримут ответные меры.
Однако ответные действия — не единственный и даже не самый вероятный ответ на действия Трампа, независимо от того, насколько широко он реализует свои угрозы.
США используют тарифы как инструмент давления уже восемь лет. Тарифы, введённые Трампом в первый срок его президентства, были в основном сохранены или, как в случае с Китаем, расширены Джо Байденом. Некоторые страны ответили на это, другие предложили уступки или оспорили их в международных торговых органах. Но большинство просто продолжили свою деятельность, стремясь к торговле с другими странами.
С 2017 года, когда Трамп вступил в должность, торговля держалась примерно на уровне 60% мирового ВВП. Однако доля США в торговых потоках снизилась, что было компенсировано ростом в других регионах, особенно в странах Азии, Европы и Ближнего Востока.
Похоже, что Трамп 2.0 принесёт то же самое: торговлю без участия США.
За последние восемь лет более четырёх из каждых пяти стран — как развитых, так и развивающихся — наблюдали рост торговли как доли своего национального ВВП. Более чем на 10 процентных пунктов рост был зафиксирован в более чем дюжине крупных стран, от Японии, Италии и Швеции до Вьетнама, Греции и Турции.
Исключением стали США, где доля торговли в ВВП упала примерно до 25%. США росли быстрее, чем большинство их партнёров, но без поддержки со стороны торговли.
Америка может доминировать как финансовая и экономическая сверхдержава, но не как торговая. Её доля в мировых фондовых индексах выросла почти до 70%. Её доля в мировом ВВП увеличилась до более чем 25%. Однако её доля в мировой торговле составляет менее 15% и значительно снизилась за последние восемь лет.
Многие опасения относительно влияния Трампа сосредоточены на том, как новые тарифы могут нанести ущерб странам-экспортёрам, которые полагаются на США как на своего основного клиента. Однако во время первого срока Трампа, до пандемии, развитые страны наблюдали стабильный рост, а развивающиеся страны — сильное ускорение экспорта товаров (преимущественно технологических продуктов и сырья) и услуг (преимущественно транспортных и цифровых).
Глобальные торговые переговоры прекратились после 2008 года, так как напряжённость, вызванная финансовым кризисом того года, сделала заключение крупных международных сделок слишком сложным. Но многие страны продолжали заключать более мелкие соглашения. Количество двусторонних и региональных соглашений неуклонно росло, получив новый импульс после того, как Трамп вступил в должность и объявил себя «тарифным человеком».
США стали исключением, наблюдая, как другие развивают искусство торговых сделок. С 2017 года США отказались от переговоров о партнёрстве с ЕС и Азией и не заключили ни одной новой торговой сделки. В то же время ЕС заключил восемь соглашений, а Китай — девять, включая знаковое партнёрство 15 стран в Азии.
К концу прошлого года заключение сделок возобновилось, поскольку приближалось начало второго президентского срока Трампа. ЕС поспешил завершить работу над сложным соглашением, которое разрабатывалось 25 лет, с членами альянса МЕРКОСУР в Южной Америке, а затем с Мексикой. Теперь Мексика стремится расширить торговые связи с другими странами Латинской Америки, отчасти чтобы подстраховаться на случай возможных действий Трампа.
Результат: за последние восемь лет, когда центр мировой торговли сместился от США к Ближнему Востоку, Европе и Азии, среди стран, зарегистрировавших значительный рост доли в мировой торговле, были Объединённые Арабские Эмираты, Польша и, прежде всего, Китай. Из 10 самых быстрорастущих торговых коридоров пять имеют конечную точку в Китае; только два имеют конечную точку в США.
Трамп утверждает, что тарифы вызовут уважение и помогут восстановить мощь США. Но есть ещё один риск, который стоит рассмотреть. Новый президентский бренд популизма обещает освободить США от жёсткого государственного вмешательства посредством налогов и регулирования, но тарифы — это другая форма вмешательства, и они также подвержены законам непреднамеренных последствий.
На данный момент тарифный режим «Америка прежде всего» не столько навредил своей главной цели — Китаю, сколько заставил союзников США искать другие рынки для торговли. Поэтому риск более широких тарифов может быть связан не столько с развязыванием торговых войн, сколько с подрывом значимости США как торговой державы и, в конечном итоге, с подрывом её экономической мощи.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Доминирование доллара означает, что тарифы — не единственный рычаг Трампа
Развивающиеся рынки ждут дальнейшие потери из-за протекционизма Трампа, заявляет UBS