Согласно информации, полученной от трейдеров и данным о судоходстве, торговля российской нефтью, с поставкой в марте в Азию, которая является основным покупателем, застопорилась из-за значительного ценового разрыва между покупателями и продавцами в Китае после того, как стоимость фрахта танкеров, не попавших под санкции США, резко увеличилась.
Танкер с сырой нефтью идет по заливу Находка недалеко от портового города Находка, Россия, 4 декабря 2022 г. REUTERS/Tatiana Meel
10 января США ввели новые санкции, направленные на цепочку поставок российской нефти. Это привело к тому, что ставки фрахта танкеров, используемых для перевозки нефти, значительно выросли. Некоторые покупатели и порты в Китае и Индии стали избегать судов, на которые распространяются санкции.
Цена на мартовскую российскую сырую нефть ВСТО (ESPO Blend), экспортируемую из порта Козьмино в Тихом океане, выросла на 3-5 долларов за баррель по сравнению с маркой ICE Brent, при условии поставки в Китай с судна (DES), сообщили три трейдера, знакомые с ситуацией. Это увеличение связано с резким повышением ставок фрахта для танкеров Aframax на этом маршруте, что привело к значительному увеличению транспортных расходов.
До введения январских санкций высокий зимний спрос и рост цен на конкурирующие сорта нефти из Ирана привели к увеличению спотовых премий за сырую нефть марки ESPO в Китае, достигнув почти 2 долларов за баррель, что является самым высоким уровнем с начала конфликта на Украине в 2022 году. Последствия этого конфликта ранее приводили к скидкам до 6 долларов за баррель.
В Индии Bharat Petroleum Corp Ltd (BPCL) сообщила, что не получала новых предложений на поставку в марте, как это обычно бывает. Компания ожидает, что количество грузов, предлагаемых на март, сократится по сравнению с январём и декабрем.
Обычно Индия получает предложения о поставке российской нефти в середине каждого месяца.
На российскую сырую нефть приходится 36% импорта Индии и почти пятая часть импорта Китая в 2024 году.
Президент США Дональд Трамп заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), что во время своего второго срока он откажется от норм свободного рынка как внутри США, так и за их пределами.
По данным аналитической компании Kpler, последние санкции направлены против танкеров, которые перевозят около 42% российского морского экспорта нефти, в основном в Китай. Однако подпадающие под санкции танкеры постепенно выгружают нефть в Китае и Индии в течение периода освобождения от санкций.
США сообщили Индии, что танкеры, загруженные российской нефтью, должны разгрузиться до 27 февраля в соответствии с санкциями. Об этом сообщил министр нефти Индии Панкадж Джайн журналистам в пятницу. Платежи за нефть на борту затронутых судов должны быть произведены до 12 марта.
По данным LSEG, санкционированные танкеры сталкиваются с задержками при разгрузке нефти в Китае, несмотря на выполнение требований об отказе. Три из них выгрузили российскую нефть ВСТО и «Сокол» в период с 15 по 17 января. Танкер «Оля» разгрузился в порту Яньтай провинции Шаньдун в воскресенье после перевозки груза ВСТО в течение почти трёх недель.
По данным LSEG, танкер Huihai Pacific всё ещё ожидает разгрузки в Тяньцзине после загрузки груза ВСТО 5 января. Танкер «Виктор Титов» направляется в Циндао после загрузки «Сокола» 6 января.
По данным LSEG, с 10 января в Индии было выгружено девять новых танкеров, попавших под санкции. Некоторые из них перевозили нефть марки Urals.
По данным консалтинговой компании FGE, санкции США и запрет, введённый в начале месяца китайской Shandong Port Group, приведут к тому, что нефтеперерабатывающие заводы в провинции Шаньдун в ближайшей перспективе потеряют до 1 миллиона баррелей сырой нефти в день.
Независимые нефтеперерабатывающие заводы сокращают объёмы переработки, поскольку альтернативные поставки обходятся дороже. Об этом сообщает компания. Ожидается, что к февралю сокращение объёмов переработки составит 400 000 баррелей в сутки.
Старший аналитик Kpler Сюй Муюй ожидает, что импорт сырой нефти из российского Дальнего Востока в Китай в ближайшие недели останется низким после падения до шестимесячного минимума в 717 000 баррелей в сутки на прошлой неделе.
Что касается Индии, то, по данным FGE, страна сталкивается с перебоями в поставках российской сырой нефти объёмом 450 000 баррелей в сутки. Однако нефтеперерабатывающие заводы пользуются периодом сворачивания производства. В декабре и январе в Индии наблюдалось снижение поставок из России по сравнению с предыдущими шестью месяцами.
По данным агентства Reuters, индийские нефтеперерабатывающие заводы ищут альтернативные источники поставок из стран Ближнего Востока, Африки и США на март и апрель, поскольку ожидают сокращения поставок из России.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Индийские банки задерживают платежи за российскую нефть из-за санкций США
Отказ Китая и Индии от российской нефти поднял премии на ближневосточные сорта до рекордных значений
Индия увеличит закупки американской нефти и газа после заявления Трампа
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России