Рынок сырой нефти демонстрирует высокую адаптивность к новым санкциям против теневого флота российских танкеров. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе можно выделить как победителей, так и проигравших.
Дымовые газы и пар поднимаются из дымовых труб нефтеперерабатывающего завода во время заката в морозный день в сибирском городе Омске, Россия, 8 февраля 2023 г. REUTERS/Алексей Мальгавко
В краткосрочной перспективе в выигрыше оказываются экспортёры нефти с Ближнего Востока, спрос на нефть которых вырос. Это связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае ищут альтернативные источники поставок, чтобы заменить российские.
Владельцы танкеров также получают выгоду от более высоких ставок для судов, которые не подпадают под санкции, введённые США и другими западными странами в отношении экспорта российской сырой нефти.
С другой стороны, индийские и китайские нефтеперерабатывающие заводы оказываются в невыгодном положении, поскольку их затраты растут из-за замены российской нефти более дорогими альтернативами.
Во вторник цена на ближневосточную эталонную нефть марки Dubai составила 81,25 доллара за баррель, что на 3,63 доллара больше, чем цена фьючерсов на нефть марки Brent.
Обычно нефть марки Brent торгуется с дисконтом по отношению к Dubai, но после того, как администрация бывшего президента США Джо Байдена объявила о новых жёстких мерах против России, включая санкции в отношении танкеров, работающих в составе теневого флота Москвы, нефть торгуется с премией более 3 долларов за баррель.
Сообщается, что индийские нефтеперерабатывающие заводы испытывают трудности с поставками из России в марте. Финансовый директор крупнейшего нефтеперерабатывающего завода Indian Oil Анудж Джайн заявил во время телефонного разговора о прибылях и убытках во вторник, что компания ожидает снижения поставок из России.
По данным LSEG Oil Research, Индия является крупнейшим покупателем российской сырой нефти: в 2024 году она закупит 1,71 млн баррелей в день (б/с), или почти 40% от общего объёма импорта.
Китай является вторым по величине покупателем российской сырой нефти: в 2024 году он получит 1,09 млн б/с по морю и до 1 млн б/с по трубопроводам.
Индия закупает в основном российскую нефть марки Urals, которая экспортируется из портов Европы, в то время как Китай покупает преимущественно нефть марки ESPO, которая поставляется с Дальнего Востока России.
Вероятно, Индия столкнётся с трудностями в продолжении торговли с Россией, поскольку танкеры, загружающиеся в европейских портах России, вынуждены проходить через воды, контролируемые странами, введшими санкции.
Более короткий морской путь с Дальнего Востока России в Китай облегчит Китаю задачу по продолжению закупок сырой нефти ВСТО, хотя в краткосрочной перспективе основной проблемой будет доступность судов.
В краткосрочной перспективе влияние новых санкций на экспорт сырой нефти из России очевидно: рост цен на ближневосточную сырую нефть по сравнению с другими сортами и снижение ставок за перевозку и доступность нефти.
Долгосрочные последствия менее ясны.
Вероятно, российские нефтетрейдеры найдут способы обойти санкции и продолжить поставки сырой нефти, даже если для этого им придётся снизить цены и маржу.
Однако самым значительным последствием может стать сокращение импорта сырой нефти в ближайшие месяцы как Китаем, так и Индией.
Китай, крупнейший в мире импортёр нефти, имеет опыт смягчения импорта, если нефтеперерабатывающие заводы считают, что цены выросли слишком сильно или слишком быстро. Они могут это сделать, учитывая обширные запасы и текущее низкое потребление топлива на фоне вялого экономического роста.
Независимые нефтеперерабатывающие заводы Китая также могут принять решение о приостановке работы заводов, если их доступ к более дешёвой сырой нефти из России будет ограничен.
Многие из этих нефтеперерабатывающих заводов также сталкиваются с более высокими затратами на использование альтернативных вариантов, таких как мазут, после того как Пекин сократил скидки на потребительский налог, уплачиваемый за импорт сырья.
Для индийских нефтеперерабатывающих заводов ситуация сложнее, учитывая их меньшие запасы, но у них может возникнуть соблазн снизить темпы переработки, если они не смогут закупать достаточное количество сырой нефти по конкурентоспособным ценам.
Маржа переработки нефти находится под давлением из-за недавнего скачка цен на нефть, который не в полной мере отразился на ценах на продукцию, учитывая низкий спрос на такие виды топлива, как бензин и дизельное топливо, во многих азиатских странах.
Маржа переработки барреля дубайской сырой нефти на типичном сингапурском НПЗ во вторник составила 1,53 доллара за баррель, что выше недавнего минимума в 3 цента 21 января, но всё ещё значительно ниже скользящей 365-дневной средней в 4,46 доллара.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Азия захватывает европейскую нефть после того, как санкции против России изменили торговлю
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России