Центральный банк — который за последний год восстановил чистые валютные резервы страны с глубоко отрицательных значений до примерно $65 млрд — за несколько дней потратил более $25 млрд, чтобы остановить обвал лиры, обновившей рекордные минимумы. В определенный момент курс доллар/лира превышал отметку 40.
Во столько обошлась Турции поддержка хрупкой экономики в драматическую неделю после задержания Экрема Имамоглу, мэра Стамбула и наиболее серьезного оппозиционного соперника президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Задержание спровоцировало крупнейшие за последние годы протесты и сотни арестов.
Глава центрального банка Фатих Карахан и министр финансов Мехмет Шимшек помогли стабилизировать турецкие рынки на фоне оттока иностранного капитала — к четвергу курс лиры несколько дней держался около 38 лир за доллар. По словам одного турецкого чиновника, иностранные инвесторы вывели примерно $16 млрд, но политики полагают, что «худшее, возможно, позади».
Выступая перед инвесторами во вторник Шимшек и Карахан заявили, что сделают все необходимое для стабилизации лиры.
Однако иностранные инвесторы по-прежнему опасаются, что Эрдоган может в итоге уволить чиновников, которые возглавил разворот финансовой политики Турции после выборов 2023 года, чтобы остановить углубляющийся экономический кризис. Потрясения этого месяца возродили риски массового бегства в доллары, которое центральный банк не сможет остановить.
Удар по резервам для сглаживания оттока иностранного капитала управляем, но «если такое масштабное вмешательство продлится больше недели, турецким политикам будет сложно удержать позиции», — сказал Мохаммед Элми, портфельный управляющий в Federated Hermes.
На этой неделе Эрдоган обвинил главную оппозиционную партию CHP Имамоглу в экономическом «саботаже» и заявил, что поддерживает действия центрального банка: «Мы никогда не позволим нанести ущерб достижениям, которых мы добились благодаря [программе экономической политики]».
Восстановление резервов Турции за последние полтора года было «замечательным успехом» политики Шимшека и Карахана, сказал Карлос де Соуза, управляющий долговыми обязательствами развивающихся рынков в компании Vontobel. Но он также отметил, «сколько ресурсов было сожжено менее чем за неделю, на накопление которых ушел год... это и есть экономическая цена принятого политического решения».
Турецкая валюта участвует в сделках керри-трейд: они подразумевают заимствование в валюте с более низкой процентной ставкой, такой как иена или доллар, для инвестирования в высокодоходные активы в другой валюте. По оценкам JPMorgan, объем таких операций достигает $35 млрд.
Турецкие власти поощряли такую торговлю и привлекали инвесторов процентными ставками до 50%. Они видели в этом способ финансирования экономического восстановления. Но когда лира пробила ключевые уровни риска на прошлой неделе, хедж-фонды, использующие кредитное плечо для увеличения доходности, поспешили выйти из позиций, что усугубило падение валюты.
«Топливом, которое привело к такой быстрой интервенции, были керри-трейд, и большая часть этих сделок были закрыты», — сказал Брэд Сетсер, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям и бывший чиновник Министерства финансов США.
Это сворачивание должно уменьшить необходимость дальнейших масштабных интервенций, подобных прошлой неделе, добавил он. «Турция, вероятно, могла бы потратить еще $10 млрд из резервов, но вряд ли захочет тратить их так быстро».
Интервенции центрального банка восстановили определенный уровень рыночного доверия, сказала Иветт Бабб, управляющая долговыми обязательствами развивающихся рынков в William Blair, но «больше всего их беспокоит возможность того, что местные жители снова начнут переходить на доллары».
Шимшек заявил, что на иностранных инвесторов пришлось около двух третей оттоков капитала с рынка. На местных розничных инвесторов — одна десятая.
«Напряженность на улицах никогда не идет на пользу торговле», — сказал Брэдли Уикенс, главный инвестиционный директор Broad Reach, хедж-фонда развивающихся рынков, который в последние дни немного сократил свои позиции в Турции. «Торговля может пострадать, если демократическое управление продолжит ухудшаться или если оппозиция развернет серьезную и длительную кампанию после ареста Имамоглу», — добавил он.
Шимшек и Карахан не затрагивали напрямую политическую ситуацию в разговоре с инвесторами на этой неделе, сообщили люди, знакомые с его содержанием.
Но инвесторы восприняли их публичность как признак того, что Эрдоган пока серьезно настроен сохранить их на своих постах. Это несмотря на историю увольнений глав центрального банка, особенно когда ситуация в экономике Турции становится сложной.
Этот дуэт «смог реализовать дружественные к рынку ответы на волатильность», — сказала Бабб. «Эта очень сильная реакция дала рынку уверенность в том, что их позиция защищена». Однако инвесторы по-прежнему сталкиваются с «хвостовым риском» того, что Эрдоган может в конечном счете отказаться от ортодоксальной политики, добавила Бабб.
«Если Эрдоган решит уволить нынешнюю команду экономистов, это может стать катастрофой для страны», — предупредил Элми. «Турция окажется на краю пропасти».
По его словам, имеющихся у страны валютных резервов просто не хватит, если турецкие граждане начнут массово переводить свои сбережения в доллары, а иностранные инвесторы продолжат выводить деньги из страны.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме: