О таком решении Иран заявил через несколько дней после того, как Штаты обвинили Тегеран в атаке на танкеры в Оманском заливе.
Если Иран реализует свою угрозу, то нарушит условия ядерного соглашения 2015 года, тем самым сведя на нет усилия Европы по сохранению пакта, из которого Трамп вышел в прошлом году. В начале мая Тегеран уже предупреждал о готовности частично нарушить соглашение, но вчерашнее заявление, которое последовало за нападением на два танкера на прошлой неделе, провоцирует Америку и Европу на фактическую реакцию.
Власти Ирана обозначили свой шаг как ультиматум Европе, которая активно пытается спасти сделку путем обхода американских санкций, отрезавших ее от торговли с Тегераном и загнавших его экономику в болезненную рецессию. Ядерная сделка изначально предполагала «открытие» иранской экономики в обмен на ограничения ее амбиций в атомной энергетике.
Представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди сообщил журналистам, что к 27 июня страна превысит установленное международным ядерным соглашением ограничение по обогащению урана. Это станет первым конкретным шагом Ирана в нарушение соглашения. По его словам, в начале июля Тегеран продолжит увеличивать производство, но может отменить свое решение, если Европа примет меры, которые ослабят американские санкции.
«Сегодня начинается обратный отсчет, осталось 10 дней», — заявил Камальванди.
Тонкая игра
Иран утверждает, что этот шаг не нарушит условия ядерной сделки, которая позволяет одной стороне отменять выполнение определенных условий, если другая сторона — в данном случае США — первой нарушает соглашение. Однако в рамках пакта любое отклонение от полного соблюдения зависит от согласия остальных стран, участвующих в сделке.
США и Саудовская Аравия обвинили Иран в нападени на танкеры. Тегеран свою причастность к инциденту отрицает. На выходных госсекретарь Майк Помпео попытался заручиться международной поддержкой обвинений со стороны Вашингтона, заверив своих коллег в наличии «множества данных и доказательств», которые в скором времени будут предоставлены.
Европейские лидеры предупредили, что их усилия по спасению сделки усложнятся, если Иран действительно причастен к атаке на танкеры.
На встрече министров иностранных дел ЕС в Люксембурге дипломаты призвали к международному расследованию недавних атак в Оманском проливе. Немецкий министр, который посетил Тегеран на прошлой неделе, заявил, что нужны конкретные факты и время для выявления причастности Ирана к инциденту.
Америка расширила свое военное присутствие в регионе в ответ на «новые иранские угрозы». Повстанцы-хуситы в Йемене активизировали атаки на саудовскую инфраструктуру, включая аэропорты и нефтепроводы.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Хоссейн Багери в понедельник опроверг недавние обвинения в атаке на танкеры. По его словам, если бы Иран хотел перекрыть Оманский залив, то сделал бы это открыто.
«У нас достаточно храбрости, чтобы брать на себя ответственность за свои действия, громко заявлять об этом и отдавать себе отчет в последствиях», — подчеркнул Багери.
Европа осторожничает
Европейские страны не спешат обвинять Иран в атаке на танкеры. В понедельник министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что Вашингтон рискует повторить сценарий войны в Ираке 2003 года.
Тем временем представители других стран предупредили, что если Иран действительно окажется причастным к атакам, то им придется пересмотреть свою позицию по отношению к Тегерану и поднять вопрос санкций, что поставит под сомнение выживание сделки.
Угроза Ирана превысить лимит на количество обогащенного урана создает дилемму для европейцев, которые стараются занимать нейтральную позицию. Многие чиновники Евросоюза винят Трампа за выход из сделки и возобновлении санкций в отношении Ирана, опасаясь расширения его ядерной программы.
Европа настоятельно рекомендовала Тегерану не использовать лимиты ядерной сделки в качестве рычага давления. И все же Брюссель вряд ли возобновит санкции до тех пор, пока Тегеран не начнет систематически и агрессивно нарушать условия соглашения.
10 июня Агентство по атомной энергии ООН заявило, что Иран увеличил производство низкообогащенного урана, и власти предупредили, что показатели продолжат расти. По состоянию на конец мая запасы обогащенного урана в Иране составили 174.1 кг, тогда как лимит составляет 202.8 кг.
В мае иранские чиновники предупредили, что могут оперативно довести обогащение урана до 20%, что нарушит условия соглашения 2015 года. Иран производит низкообогащенный уран по 12 кг в месяц. Он может увеличить темпы производства, предупреждают в Европе. Однако чиновники сомневаются, что Тегеран может быстро нарастить объемы, не рискуя последствиями. При текущих темпах Тегеран достигнет лимита запасов уже в начале августа.
По теме:
Атака на танкеры сулит Ирану сомнительную выгоду
США угрожают Европе санкциями за торговлю с Ираном: евро снижается