В условиях более низких цен на нефть и повышенной волатильности на рынке, многие компании предпочитают более мелкие и гибкие инвестиции, известные как «проекты с коротким циклом». Этот термин, впервые примененный на сланцевых месторождениях США, сейчас активно используется в нефтяном сердце Европы, подстраиваясь под требования инвесторов, которым нужны быстрая и эффективная прибыль, оперативная разработка месторождений и низкие производственные затраты.
«Во время спада на рынке у людей не было уверенности в долгосрочных перспективах цен на нефть. Уже несколько лет котировки не достигали уровня $90, в связи с чем инвесторы опасаются вкладывать средства в крупные проекты», — комментирует Крис Бултер из Neptune Energy Group.
Инженерные творения
До 2014 года нефть торговалась выше $100, и успехи нефтедобычи на шельфе в Северном море и других регионах определялись инженерными достижениями. Тогда капитальные затраты таких гигантов, как Royal Dutch Shell Plc или BP Plc. Составляли миллиарды долларов. Но все изменилось после обвала цен под отметку $30 в 2016 году.
С тех пор нефть восстановилась выше $60 долларов, но давление на компании, от которых требовалась оперативная поставка сырья при более низких затратах, сохранилось, отчасти на фоне ожиданий того, что ужесточение требований к выбросам углерода повлияет на долгосрочные перспективы мирового спроса на нефть.
Капельная подача
Нефтегазовое месторождение Seagull — собственный проект Neptune с коротким циклом. Первая нефть появится уже в 2021 году и достигнет пика в районе 50 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день. По стандартам Северного моря, это довольно сжатые сроки. В прошлом году Neptune согласилась на выкуп своей 35%-ной доли в проекте Apache Corp., а разрешение на разработку появилось только в марте.
Индустрия отошла от предыдущей модели, в рамках которой компания могла потратить $1 млрд за семь лет и затем возвращала их более 30 лет.
«Сейчас производители больше заинтересованы в том, чтобы потратить $100 млн и отбить их за пять лет», — комментирует Бултер.
Быстрая окупаемость
Само по себе Северное море — удобная локация для проектов с коротким циклом. Здесь очень хорошо развитая инфраструктура, которая дает отличные возможности для использования так называемых надставок, посредством которых нефть перекачивается из новых месторождений на существующие платформы и в трубопроводы. Это помогает экономить на оборудовании, сокращать капитальные расходы и при этом сокращать время разработки ресурсов.
Отчасти этот фактор объясняет низкий период окупаемости в Британии (около пяти лет) в сравнении с другими нефтепроизводителями, включая Бразилию, где для возвращения инвестиций в проект требуется порядка девяти лет.
«Возможность использования надставок играет важную роль в нашем бизнес-плане. Это не только сокращение затрат и экономия времени, но и многократное использование», — говорит Мартин Роу, управляющий директор Zennor Petroleum Ltd, которая начинает разработку месторождения Finlaggan в 2020 году.
В проекте, который, по оценкам, достигнет пика производства на уровне 20 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день, будет задействована надставка длиной 20 км, ведущая к платформе Britannia, оператором которой является ConocoPhillips Company.
Львиная доля новых проектов в Северном море сфокусирована на небольших ресурсах. По данным Bloomberg Intelligence, из десяти месторождений, где с начала 2018 года разрешена разработка, семь не превышают потенциала добычи в районе 25 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день.
В то время как переход на оперативные и гибкие проекты дает компаниям более крупную прибыль от разработки более мелких месторождений с низкими производственными издержками, производители в Северном море могут столкнуться с определенными трудностями в будущем, предупреждает Уилл Харес, старший отраслевой аналитик Bloomberg Intelligence.
«С 2014 года континентальный шельф Британии пережил глубокие преобразования, мы по-прежнему видим структурные проблемы, с которыми сталкиваются изученные бассейны. Это риски для устойчивости конкурентоспособности затрат и массовый уход крупных компаний и инвестиций», — предупредил Харес.
По теме:
Сланцевая отрасль оказалась машиной по сжиганию денег
Что скрывает обратная сторона сланцевой революции в США
Экспортеры ОПЕК не станут вечно наблюдать, как сланец отбирает у них долю рынка — JP Morgan
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg