Мировые нефтяные танкеры рискуют потерять почти треть своего объема, если в ближайшие десятилетия тенденция сокращения использования углеводородного топлива наберет обороты.
Рынок танкеров объемом в $160 млрд в наибольшей степени подвержен риску со стороны низкоуглеродной энергетики, учитывая его зависимость от углеводородов и дефицит альтернативных судов, говорится в докладе отраслевой исследовательской группы Maritime Strategies International.
В последние годы давление на нефтегазовые компании подогревает беспокойство по поводу так называемых незадействованных активов — запасов углеводородов, которые могут так и остаться под землей, поскольку считаются экономически нецелесообразными с точки зрения усилий по борьбе с изменением климата. И сейчас внимание переключается на уголок судоходной промышленности, который принимает активное участие в мировой торговле нефтью и другими видами углеводородного топлива.
«Владельцы судов и те, кто их финансирует, видят, что рынок просто тонет. Просто этот факт еще не привлек широкого внимания», — комментирует Стюарт Николл, директор Maritime Strategies.
В рамках самого экстремального сценария сокращения использования углеводородов, смоделированного Maritime Strategies, совокупная морская торговля нефтью, углем и СПГ упадет с пика начала 2020-х годов на уровне 5.5 млрд тонн до 3.7 млрд тонн к 20145 году.
При таком сценарии спрос на нефтяные танкеры начнет падать с 2025 года и их численность сократится на 30%, а прибыль танкеров, вмещающих 2 млн баррелей, сократится на треть от исторических уровней. Это ударит по рынку танкеров, объем которого сократится от текущих $160 млрд до $114 млрд к 20145 году.
Такого еще не было
Отрасль морских перевозок уже переживала периоды низкого спроса, но потенциальное падение может оказаться беспрецедентным.
Несмотря на то, что сектор с трудом пытается определиться с собственным выбором топлива в условиях инициатив по борьбе с изменением климата, его не принуждают оценивать потенциальный эффект от этих мер на объемы поставок и объем рынка. Крупными владельцами танкеров являются Frontline, DHT Holdings и бельгийская Euronav.
Правительства, подписавшие соглашение по климату в Париже, пытаются стремятся к тому, чтобы повышение общемировой температуры составило значительно менее 2 градусов Цельсия.
Пока мир далек от этой цели, да и мировое потребление нефти остается высоким, но банки и другие финансовые институты, поддерживающие судоходную отрасль, могут оказаться под двойным давлением, если переход на чистую энергию ускорится. В свете ухудшения показателей прибыли компании не смогут погашать долги, а сокращение срока службы танкеров только усугубит ситуацию.
Новый танкер, который вмещает 2 млн баррелей нефти и стоит около $92 млн на сегодняшний день, в ближайшие десять лет потеряет около половины своей стоимости, говорится в докладе. А в рамках самого драматичного сценария Maritime Strategies этот показатель составит 75%. Нефть, уголь и СПГ составляют свыше 40% годовой морской торговли. На нефть, которая представляет собой самый крупный сегмент, приходится почти 28%.
Несмотря на то, что наиболее агрессивное сокращение спроса ожидается в случае с углем, сегмент сухогрузов более защищен от рисков, поскольку вместо угля может транспортировать железную руду, зерновые культуры и металлы.
По теме:
Танкеры ищут любые лазейки, чтобы переправить венесуэльскую нефть на Кубу
Кризиса на рынке нефти удалось избежать, по крайней мере, пока