На фото: покидающий пост главы Европейского центрального банка Марио Драги
Возглавляя Европейский центральный банк в течение восьми лет, Марио Драги радикально изменил экономику и финансовые рынки еврозоны, причем изменения коснулись и жизни многих граждан в зоне единой валюты.
Передавая пост председателя Центрального банка Кристин Лагард, Драги заявил, что евро является «по сути, политическим проектом, фундаментальным шагом на пути к укреплению политической интеграции».
«Сейчас самое подходящее время для объединения Европы, а не для ее распада — отметил он. Для того чтобы обеспечить законные интересы общества, работая вместе, нужно, чтобы Европа стала сильнее».
Его главным достижением является спасение еврозоны от долгового кризиса, который достиг апогея вскоре после того, как он занял пост председателя. С другой стороны, при нем ЕЦБ установил два антирекорда: самые низкие в истории процентные ставки и огромный баланс.
В результате общественное мнение разделилось: польза для евро, побочные эффекты нетрадиционной монетарной политики ЕЦБ и показатели национальных экономик.
Достижения Драги
Пока Драги заседал во Франкфурте, еврозона расширилась, что принесло пользу новым странам-участницам, считает Томас Кракаускас, инвестиционный директор литовской транспортной компании Girteka Logistics.
«Наша страна — один из лучших примеров того, что Марио Драги добился успеха в своей работе», — отметил он. Литва присоединилась к еврозоне в 2015 году.
По его словам, это «существенно снизило страновые риски, что привело к уменьшению стоимости кредитов» и «изменило отношение инвесторов к рискам, связанным с Литвой».
«Благодаря полной интеграции страны в ЕС стало гораздо легче привлечь прямые иностранные инвестиции, которые значительно выросли за последние четыре года», — заявил Кракаускас.
Кроме того, Драги удалось обеспечить целостность единого валютного блока. Танасис Ласкаридис, греческий отельер и судовладелец, заявил, что он «благодарен ЕЦБ и господину Драги» за то, что Греция осталась в еврозоне.
«Он продемонстрировал лидерские качества и боролся против бюрократического, ограниченного и догматичного института ЕЦБ, — отметил бизнесмен. Восстановление Греции, в первую очередь за счет подъема туристической отрасли, вряд ли было бы возможно, если бы мы не остались в еврозоне, поскольку социальные волнения помешали бы отрасли достичь двузначных темпов роста в последние четыре года».
Ласкаридис также отметил, что Греция и другие страны Южной Европы «в той или иной степени выиграли» от политики ЕЦБ. Фульвия Астольфи, юрист в юридической фирме Hogan Lovells, считает, что Драги «смог понять трудности, с которыми столкнулась такая страна, как Греция».
«Он сумел спасти единую валюту только благодаря своим словам», — заявила она.
Большинство европейских государств, сильнее остальных пострадавших от кризиса еврозоны, в последнее время переживают экономический подъем.
«Португальцам пришлось взять на себя полную ответственность, включая сокращение зарплат и пенсий, отмену некоторых льгот и повышение налогов; кроме того, тогдашнее правительство провело структурные реформы, которые оказались ключевыми для обеспечения экономического роста и притока инвестиций», — отметил Эрик Ван Левен, глава португальской риэлторской компании Cushman & Wakefield.
Он также добавил, что в результате повысилась конкурентоспособность, увеличился экспорт и число рабочих мест, выросла заработная плата.
По его словам, ЕЦБ «обеспечил инвестиционный бум по всей Европе», повысив доверие инвесторов и снизив процентные ставки, а это привело к «росту рынков жилья и коммерческой недвижимости в Португалии до нового максимума».
Кто пострадал от политики Драги
Ванесса Кили О'Коннор, хозяйка молочной фермы в графстве Корк в Ирландии, заявила, что признает роль Драги в восстановлении экономики Европы. Но многие фермеры «сильно негодовали» из-за того, что ирландские заемщики должны платить по одним из самых высоких процентных ставок в еврозоне. ЕЦБ должен быть «более решительным», чтобы гарантировать, что заемщики получат выгоду от рекордно низких процентных ставок.
«Я думаю, что больше недостаточно просто игнорировать эти различия, будто бы это внутренние дела отдельных государств-членов», — отметила она, сославшись на «необъяснимые различия в процентных ставках, взимаемых различными банками ЕС . . . несмотря на то, что все они занимают деньги у ЕЦБ по одной ставке».
По словам Марии Колак, президента Национальной ассоциации немецких кооперативных банков, вкладчики также имеют все основания жаловаться на Драги.
«В Германии Марио Драги будут помнить как „мистера отрицательных процентных ставок“, который перевернул мир денег с ног на голову», — отметила она.
Подобные заявления вторят типичным жалобам североевропейских экономистов и политиков по поводу пребывания Драги на посту председателя: он пренебрег финансовым благоразумием. Но она понимает, почему Драги принял эти меры: его «смелое» обещание сделать «все возможное» для спасения евро «стало решающим на пути преодоления европейского долгового кризиса».
Надежный европейский проект
Некоторые участники единого блока приветствовали усилия ЕЦБ, призванные обеспечить баланс в еврозоне из-за отсутствия фискальных мер в государствах-членах еврозоны.
«До тех пор, пока Европа не сможет использовать реальный бюджет, чтобы создать более надежный демократический европейский проект, ЕЦБ придется компенсировать неспособность правительств решить эти проблемы», — считает Лоран Бергер, глава крупнейшего французского профсоюза CFDT. Об этом ранее говорил и сам Драги на своей последней пресс-конференции.
«Монетарная политика не может решить все вопросы», — отметил Бергер.
По теме:
Центральным банкам не хватает политической мудрости