В течение многих лет США предупреждали Германию о создании опасной энергетической зависимости от России, источника более половины ее импорта ископаемого топлива. Теперь, когда военный конфликт на Украине заставил Берлин прийти к такому же выводу, правительство понимает, что менять курс может быть уже слишком поздно.
Крупнейшая экономика Европы сталкивается с перспективой того, что основная часть ее поставок природного газа и угля может быть перекрыта, что приведет к разрушению ее промышленной базы и вызовет экономические потрясения. Компании, в том числе энергетическая компания Uniper SE и химический гигант BASF SE, особенно уязвимы, а из-за низких запасов газа боль быстро распространится на производителей и домохозяйства, которые уже страдают из-за постоянно растущих счетов.
Газовая зависимость. Германия получает две трети своего природного газа из России. Источник: данные Евростата об импорте энергии за 2020 год. На диаграмме показана процентная доля импорта, измеренная в тераджоулях энергии.
«Если либо европейцы больше не захотят покупать газ, либо Россия отключит их, это будет очень серьезным шоком», — сказал на этой неделе в интервью Bloomberg TV главный экономист Deutsche Bank AG Дэвид Фолкертс-Ландау. «У вас будет очень серьезный спад».
Правительство канцлера Олафа Шольца заявило, что потребности страны в газе обеспечены до следующей зимы. Но газохранилища Европы в настоящее время заполнены менее чем на треть, что значительно ниже среднего показателя для этого времени года. По оценкам бизнес-лобби DIHK, чтобы компенсировать потери российского газа, Германии потребуются поставки со всего мирового флота из 600 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.
На данный момент Москва не проявила никаких признаков того, что может прекратить поставки, в то время как Германия выступает против санкций или политического давления, которые могут привести к полному энергетическому эмбарго. Но уже сейчас Берлин работает в режиме кризиса.
Подчеркнув чувство срочности, правительство санкционировало специальный платеж в размере 1,5 миллиарда евро (1,7 миллиарда долларов) для обеспечения покупок СПГ. Согласно оценкам BloombergNEF, в текущих ценах это примерно недельный запас газа, а СПГ обычно как минимум на 10% дороже, чем поставки из России по трубопроводу. Правительство объявило в субботу, что государственный кредитор KfW станет партнером Nederlandse Gasunie NV и RWE AG для строительства терминала СПГ в северном портовом городе Брунсбюттель.
«Я говорю это с большим сожалением и без улыбки на лице: Германия зависит от импорта энергоносителей из России», — заявил на этой неделе вице-канцлер Германии и министр экономики и климатической политики Роберт Хабек.
Доля импорта природного газа из России, 2020 г. Источники: Евростат; Управление энергетической информации США Примечание. Данные за 2020 г. недоступны для Великобритании и Боснии и Герцеговины, для этих стран показаны данные за 2019 г. Норвегия импортировала 10 млн кубометров газа из России в 2020 году, но как нетто-экспортер не зависит от российского импорта
В случае прекращения поставок Uniper, вероятно, будет одной из первых компаний, которые почувствуют последствия. Компания из Дюссельдорфа имеет более половины своих долгосрочных контрактов на поставку газа с Россией, и если эти поставки будут прекращены, ее ждет безрадостное будущее. Это окажет эффект домино для потребителей и заводов, зависящих от электроэнергии.
Компания переживает кризис на зыбкой почве. Экстремальные колебания цен вынудили ее занять миллиарды евро для поддержки торговых операций. Между тем, ее инвестиции в газопровод «Северный поток — 2» в Россию, скорее всего, будут потеряны после того, как Германия зморозила газопровод.
«Ситуация на российско-украинской границе глубоко беспокоит нас в Uniper, — заявлял главный исполнительный директор Клаус-Дитер Мобах за день до того, как президент Владимир Путин начал военную операцию.
Немецкий производитель нефти и газа Wintershall Dea AG также списал 1 миллиард евро, вложенный в спорный проект стоимостью 11 миллиардов долларов, который долгое время раздражал США из-за связи с Россией, но, тем не менее, близился к завершению, пока правительство не приостановило сертификацию.
Первый газопровод «Северный поток», который в обход Украины напрямую соединит Германию с российскими газовыми месторождениями, был открыт бывшим канцлером Ангелой Меркель в 2011 году, которая назвала проект «выдающимся достижением».
Шольц также объявил о планах ускорить строительство первых в стране терминалов СПГ, но на это потребуются годы. В краткосрочной перспективе правительство обнародовало антикризисный план, в том числе наращивание запасов угля для электростанций и принуждение газовых компаний к сохранению минимального уровня хранения — почти треть этих мощностей контролируется российским ПАО «Газпром», что является еще одним признаком зависимости от Германии.
Расширение чистой энергии. Германия планирует увеличить производство электроэнергии из возобновляемых источников. Источник: Министерство экономики Германии.
Окончательное решение — это переход на возобновляемые источники энергии, что также потребует времени и денег. Германия уже отказалась от ядерной энергетики после аварии на реакторе в Фукусиме десять лет назад — ее последние три реактора планируется закрыть в этом году.
По оценкам страховщиков Euler Hermes и Allianz SE, Европейскому союзу потребуется 170 миллиардов евро инвестиций в год, чтобы обрести независимость от российской энергетики. Хабек, бывший со-лидер партии зеленых, на этой неделе предложил закон, который примерно втрое увеличит темпы добавления ветровой и солнечной энергии.
«То, что было сознательно создано за последние 10-15 лет, а именно усиление зависимости от российских энергоносителей, конечно, не может быть полностью изменено за несколько дней или за три месяца», — заявил Хабек в четверг после встречи с бизнес-лидерами для обсуждения кризиса. «Мы будем и должны оставаться открытыми для импорта энергоресурсов из России».
Энергетический разрыв. Германия использует импортное топливо примерно на три четверти своей энергии. Источник: AG Energiebilanzen. Примечание: на диаграмме показана доля энергетических товаров в спросе на первичную энергию.
Причина беспокойства ясна. Россия поставляет в Германию более половины газа, половину угля и примерно треть нефти. По оценкам BloombergNEF, для замены российского газа потребуется дополнительно 82 танкера СПГ в месяц, что больше, чем февральская добыча Катара — одного из крупнейших мировых производителей.
По словам Стефана Ульриха, аналитика BloombergNEF, прекращение поставок в Россию не является надуманным сценарием, потому что газ приносит правительству лишь четверть доходов по сравнению с нефтью.
«Промышленное производство в Германии в таком случае сильно пострадает», — Фолькер Трейер, глава отдела внешней торговли германской промышленной лоббистской группы DIHK, добавил, что компенсация потерь российского газа в краткосрочной перспективе «граничит с невозможностью».
Нехватка газа может побудить BASF остановить некоторые заводы, что нанесет удар по поставкам материалов, используемых в автомобилях, удобрений и лекарств по всей Европе. По словам Вольфганга Хана, владельца Energy Consulting GmbH, которая консультирует сотни компаний в Германии, некоторые энергоемкие компании начинают интересоваться альтернативными видами топлива на случай отключения газа.
«Это крупнейший энергетический кризис, с которым люди в Европе столкнулись со времен Второй мировой войны», — сказал Хан. «1970-е годы были просто ценовым кризисом. Это серьезнее, чем это».
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram