Континент особенно уязвим к последствиям российско-украинского военного конфликта, связанным с ним экономическим санкциям и проблемам с энергоснабжением, и в последние недели экономисты снижают прогнозы роста экономики еврозоны.
Alex Kraus | Bloomberg | Getty Images
Еврозона одновременно сталкивается с экономическими потрясениями из-за конфликта на Украине в виде резкого роста цен на продукты питания и энергоносители, а также со сбоями в поставках, вызванными жесткой политикой Китая по борьбе с коронавирусом. Это вызвало опасения по поводу «стагфляции» — ситуации низкого экономического роста и высокой инфляции — и возможной рецессии.
«Конечно, мы видим, что назревает большая рецессия. Она находится в своей начальной точке становления. По-прежнему существует чрезмерный спрос из-за кризиса Covid, который мы вот-вот закончим», — сказал Стефан Хартунг, генеральный директор немецкого инженерно-технологического гиганта Bosch.
«Пандемия все еще продолжается, и мы видим, как сильно она бьет по нам в Китае. Но мы также видим, что во многих регионах мира спрос потребителей уже даже начал увеличиваться в некоторых областях».
В частности, Хартунг отметил сохраняющийся потребительский спрос на бытовую технику, электроинструменты и транспортные средства, но предположил, что он исчезнет.
«Это означает, что в течение определенного периода времени данный спрос все еще будет существовать, даже когда мы видим рост процентных ставок и рост цен, но в какой-то момент начнется не просто кризис предложения, это будет также и кризис спроса, и тогда точно мы точно окажемся в глубокой рецессии», — добавил он.
Инфляция в еврозоне достигла рекордного уровня в 7,5% в марте. До сих пор Европейский центральный банк оставался наиболее мягким, чем его коллеги, такие как Банк Англии и Федеральная резервная система США, которые начали повышать процентные ставки в попытке обуздать инфляцию.
Однако в настоящее время ЕЦБ рассчитывает завершить чистую покупку активов в рамках своей APP (программы покупки активов) в третьем квартале, после чего у него будет возможность начать ужесточение денежно-кредитной политики, в зависимости от экономических перспектив.
Главный экономист Berenberg Хольгер Шмидинг заявил в пятничной записке клиентам, что краткосрочные риски для экономического роста в Европе смещены в сторону ухудшения.
«Усиление карантина в Китае и ослабление потребительских расходов в ответ на рост цен на энергоносители и продукты питания могут легко вызвать временное сокращение ВВП еврозоны во втором квартале», — сказал Шмидинг.
«Немедленное эмбарго на импорт газа из России (весьма маловероятно) может превратить это в более серьезную рецессию. Если ФРС ошибется и спровоцирует резкий переход экономики США от подъема к спаду (маловероятно, но не полностьюисключено), такая рецессия может продлится до следующего года».
Тем не менее, Шмидинг предположил, что еврозона, вероятно, войдет в рецессию только «в худшем случае», и что это не является базовым прогнозом.
Марк Брэнсон, президент немецкого финансового регулятора BaFin, заявил, что любая военная эскалация в Украине или дальнейшие перебои с энергоснабжением могут создать серьезные риски для роста крупнейшей экономики Европы, особенно уязвимыми являются промышленные секторы.
«Мы уже видим, что во многих секторах, в том числе здесь, рост упал примерно до нуля, и он уязвим. Он также уязвим от продолжающихся потрясений, связанных с Covid», — сказал он.
«У нас есть инфляция, с которой нужно бороться, и с ней нужно бороться сейчас, так что это сложный коктейль для экономики».
«Непростая бизнес-среда»
Славомир Крупа, заместитель генерального директора Societe Generale, заявил в четверг CNBC, что французский кредитор внимательно следит за макроэкономической картиной.
«Очевидно, что это фундаментальная новость для макроэкономического контекста. Запущенна инфляционная спираль Энергетический шок, который уже происходил до войны в Украине, усиливает инфляционные ожидания. Все это негативно воздействиет на макроэкономику, рискуя завернуть нас в рецессию», — сказал он, добавив, что это потенциально может повлиять на «всю систему, а также на (SocGen)».
Ола Каллениус, генеральный директор Mercedes-Benz, также заявил CNBC на прошлой неделе, что ситуация в Китае и военный конфликт на Украине создают «сложную бизнес-среду» для немецкого производителя автомобилей класса «люкс» по трем причинам.
«С одной стороны, у нас есть постоянный дефицит, в основном связанный с полупроводниками. Кроме того, в настоящее время в Китае, на нашем крупнейшем рынке, введены новые ограничения, которые повлияют на нас в Китае, но также могут повлиять на цепочки поставок по всему миру, и плюс к этому, конечно, война на Украине, поэтому бизнес-среда непростая», — пояснил он.
Его комментарии поддержал генеральный директор Volkswagen Герберт Дисс, который в четверг заявил CNBC, что компания также столкнулась со «сложной обстановкой» из-за Covid, нехватки чипов и конфликта в Украине в первом квартале.
Генеральный директор Maersk Сорен Скоу заявил в четверг, что крупнейшая в мире судоходная компания также следит за рисками рецессии, особенно в Соединенных Штатах, но не ожидает, что они выйдут на первый план до конца 2022 или начала 2023 года.
По материалам CNBC
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Российское энергетическое эмбарго убьет экономику Германии
В случае прекращения поставок энергии из России Германия потеряет 240 миллиардов долларов