Москва охвачена бумом каршеринга, автопром кусает ногти

08.02.2019 19:11

Бум каршеринга в Москве наглядно показывает, насколько быстро потребитель может отказаться от традиционного автомобиля


Когда у 31-летнего продавца программного обеспечения Евгения Баркова был собственный автомобиль, он зачастую не мог смотреть на него из своего окна московской квартиры без раздражения. Авто не использовалось больше 90% времени, но при этом требовало затрат и доставляло массу проблем в случае неисправностей.

Однажды он достал калькулятор, посчитал все расходы и осознал, что лучше будет продать свой серый Peugeot и полностью перейти на сервис каршеринга (например, Яндекс.Драйв), которые предлагают в прокат широкую линейку машин, начиная с базовых моделей Kia и заканчивая эффектными Porsche.

Эта инвестиция не принесла мне ничего, кроме проблем. Сейчас я просто плачу за услугу«, — говорит Барков, проносясь по заснеженным улицам столицы на белом седане Skoda с яркой желтой полоской на боку и программным обеспечением Яндекса на панели.

Эта площадка, запущенная в прошлом году местной интернет-компанией, наводнила российскую столицу более чем 7 тысячами автомобилей в аренду стоимостью всего 5 рублей (8 центов) в минуту, включая топливо, обслуживание и парковку. Для сравнения: аренда Car2Go от Daimler в Нью-Йорке обходится в 41 цент.

Автопроизводители страхуются

Практически на пустом месте каршеринг в Москве вырос до масштабов бума — в прошлом году число автомобилей, предлагаемых в аренду, выросло больше, чем втрое. На сегодняшний день это самый крупный арендный автопарк в Европе и второй по величине в мире. Такой стремительный переход потребителей на новый сервис создает проблемы для автопроизводителей.


«Мы приближаемся к точке, которая может перевернуть весь автомобильный рынок с ног на голову. Производители автомобилей рискуют стать поставщиками для сервисов каршеринга и утратить прямую связь с потребителем. Это неприятная перспектива», — отметил Швета Сюрендер, лондонский аналитик консалтинговой компании Frost & Sullivan.


Неудивительно, что автопроизводители ищут способы защитить себя от этого риска. Так, Daimler и BMW объединили свои площадки каршеринга в целях увеличения масштаба. Volkswagen тестирует свой сервис MOIA в Гамбурге, а General Motors инвестирует в Lyft Inc.

Но они забыли о крупнейшем городе России, где проживает более 12 млн человек. Здесь не присутствуют ни Car2Go от Daimler, ни DriveNow от BMW, ни Zipcar от Avis Budget, несмотря на то, что, глядя на переполненные автомобилями улицы — Москва считается вторым городом в мире по загруженности трафика — власти едва ли не умоляли каршеринговые компании инвестировать в развитие сервиса в столице.

Платные парковки в центре города появились в 2013 году и, как правило, оплачиваются через приложение. День стоянки может обходиться в 30 долларов, что довольно дорого для многих российских автолюбителей. Поставщики услуг каршеринга получают скидки по тарифам и платят за парковку около 400 долларов в год.

Яндекс на волне

В прошлом году Яндекс «выпустил» на улицы Москвы кроссоверы Renault Captur, BMW 5 серии и даже спорткары Porsche 911 среди множества других марок авто. Благодаря своим агрессивным инвестициям компания стала лидером рынка, оставив позади местных конкурентов в лице сервисов Делимобиль и БелкаКар.

По состоянию на конец 2018 года в городе насчитывалось 16 500 автомобилей для каршеринга, и, по оценкам Министерства транспорта, в ближайшие годы эта цифра будет расти на 5 тыс. автомобилей в год.


«Россия пришла на этот рынок позже других стран, но благодаря этому смогла сразу воспользоваться последними технологиями в этой сфере. Сейчас российский рынок захватили местные компании каршеринга, которые вряд ли пропустят крупных международных игроков», — говорит Антон Рязанов, глава сервиса Яндекс.Драйв, который в декабре прошлого года появился и в Санкт-Петербурге.


Яндекс, российская версия Google, воспользовался своим стратегическим положением в центре цифровой экономики, чтобы укрепить свои связи с потребителями через различные сервисы, начиная с сайтов электронных продаж и заканчивая музыкальными приложениями. Компания начала осваивать сферу транспортных услуг с приложения Яндекс.Такси в 2011 году, которое сейчас является крупнейшим в России и контролирует бизнес Uber Technologies в регионе.

Ближе к роботам

Сервис проката автомобилей — следующий шаг на пути к запуску услуги robo-taxi, который является целью Waymo от Alphabet. Начиная с каршеринга, Яндекс получает пул клиентов, который может легко переключиться с вождения арендованного автомобиля на езду в нем.

На данный момент мы видим, что сценарии пользования услугами такси и каршеринга разнятся. Но очевидно, что через несколько лет, когда технологии автоматического вождения получат широкое распространение, две эти услуги в конечном итоге станут одной. У вас будет выбор — сидеть на заднем сиденье и довериться роботу или же самому управлять автомобилем«, — комментирует Рязанов.
Как и в большинстве сервисов в сфере аренды автомобилей, выбор и заказ транспортного средства осуществляется через приложение. У Яндекса есть функция «радар», которая оповещает пользователя, когда поблизости есть свободный автомобиль.

После того как Яндекс ввел динамическую тарификацию, цены по Москве могут расти, когда спрос растет, а предложение ограничено, но в целом тариф составляет около 8 рублей в минуту для автомобилей базовой комплектации и 16 рублей — для более высокого класса. Стоимость аренды значительно ниже, чем в США и Европе, в основном, из-за более дешевой рабочей силы, более низкой стоимости обслуживания и топлива.

Для пользователей услуги каршеринга есть еще одно преимущество. После заказа автомобиля доступен предварительный прогрев двигателя, что немаловажно в зимний период.

Когда у Баркова был личный автомобиль, время от времени у него возникало желание приобрести более дорогую и комфортную машину. Но теперь, пользуясь услугой каршеринга, он может менять марки авто ежедневно.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

По теме:

Chauffeur Privé готовится к сражению с Uber за Лондон

В России начинается передел рынка интернет-торговли