В распоряжение новостного агентства Reuters попал ряд внутренних документов Роснефти и переписка её сотрудников, которые указывают на то, что они еще несколько лет назад осознали, что вложения нефтяной компании в венесуэльские активы оказались неудачными, а перспективы развития ситуации выглядят мрачными. Так, в ноябре 2015 сотрудник внутреннего аудита Роснефти жаловался коллеге на отсутствие ответа от PDVSA по поводу дыры в $700 млн в балансе совместного предприятия.
Несмотря на это, Роснефть продолжила вкладывать средства в Венесуэлу, в то время как другие международные компании, в том числе российские Сургутнефтегаз и Лукойл, спасались бегством или замораживали свои операции в стране. Всего компания с 2010 года вложила в проекты в Венесуэле около $9 млрд, однако, по расчетам Reuters, до сих пор не вышла к точке безубыточности. Источники Reuters отмечают, что вся затея с самого начала была политическим проектом.
Анализ полученных Reuters документов показал следующее:
- добыча на совместных с PDVSA предприятиях (СП) была значительно ниже, чем предполагали прогнозы, в частности в виду нехватки базового бурильного оборудования.
- русские предполагали, что PDVSA потратила миллионы долларов одного из СП на социальные проекты в удаленном регионе, где жило всего несколько сотен человек.
- к концу 2012 года на блоке Хунин-6 было сделано лишь 6 скважин при плане в 47. Простой буровых установок составлял 37%, а на бурение одной скважины уходило в среднем 49 дней против прогнозных 22, при этом в PDVSA не отвечали на вопросы о причинах столь неспешных темпов работы.
- в сентябре 2012 Роснефть понизила прогноз по добычи на Хунин-6 до 20 000 баррелей в сутки, однако всего за весь год объем добычи составил лишь 21 400 баррелей. В итоге в 2015 году прогноз по пиковой добыче на месторождении был снижен с 450 000 б/с до 250 000 б/с, а в прошлом году в Wood Mackenzie оценили ее лишь в 120 000 б/с.
Менеджмент докладывал о проблемах главе Роснефти Игорю Сечину, который дал распоряжение исправить ситуацию. С конца 2015 года Роснефти удалось добиться определенных улучшений, в частности благодаря росту доли в проектах и получению операционного контроля. Также значительно сократился объём задолженности PDVSA по кредитам, которые предоставила Роснефть — с $6.5 млрд до $2.3 млрд по состоянию на начало февраля этого года. Однако компания сохранят значительную экспозицию в стране, которая находится в глубочайшем экономическом и политическом кризисе, и перспективы возврата инвестиций остаются туманными, как и перспективы сохранения контроля над активами в случае, если власть Мадуро падет.
По теме:
Что сломало экономику Венесуэлы и как ее починить
Россия и Китай вложили в Венесуэлу миллиарды... а потом случился переворот