На фото: транспортная развязка в Адлере
Позавчера Марио Драги, президент Европейского центрального банка, посетовал, что в последние месяцы рост кредитования компаний замедлился. И это — при ставке рефинансирования 0% и при отрицательной депозитной ставке регулятора в минус 0.4%. Похоже, европейским компаниям деньги и даром не нужны. А главным для них, как оказалось, является внешний фактор: промышленный PMI Германии, рассчитываемый компанией Markit, рухнул до 44 пунктов, а сегодняшние данные по Китаю показали, что импорт в марте резко сократился на 7.6%, тогда как экспорт подскочил на 14.2%. Похоже, европейской экономике, по-прежнему ориентированной на экспорт, нужен спрос из-за рубежа, а не дешевые денежные ресурсы.
Зато Банк России вчера сообщил, что иностранные инвесторы в первом квартале продали в России валюты на 355 миллиардов рублей, что на 25% больше, чем в прошлом году. Зачем они это делают? Неужели в свете смягчения меры пресечения Калви в России так резко улучшился инвестиционный климат, или это офшорные деньги русских олигархов после долгих лет скитаний по миру наконец-то вернулись домой благодаря очередной амнистии капитала? Нет, все намного проще. Это не прямые инвестиции, это обычные портфельные спекуляции.
Условием для их совершения является, во-первых, разница в процентных ставках, во-вторых, возможность захеджировать валютный курс, что порой необязательно. В Европе процентная ставка составляет чуть выше 0% (недавно Германия и вовсе разместилась под отрицательную ставку, то есть не она платит кредитору, а кредитор платит Германии, чтобы та взяла у него в долг), в России, это чуть выше 8%. То есть разница в ставках имеется.
Валютный курс хеджируется с помощью различных производных инструментов. Нетто-позиция иностранцев на валютных свопах в первом квартале достигала максимального уровня с апреля прошлого года. Эта стратегия называется керри-трейд (carry trade), или получение дохода от разницы в процентных ставках. Часто валютный курс не хеджируется и для этого требуется рост валюты, в которую вкладываются деньги, в нашем случае рубля, или как минимум снижение волатильности курса. Волатильность курса рубля в марте упала до 6.9% в среднем за март. Это очень низкий показатель.
Есть и другие факторы, способствующие кэрри-трейду. Из них политическая стабильность не на последнем месте. Вряд ли кто-то усомнится в том, что политическая система в России нестабильно, что она может измениться в ближайшие годы. Деньгам все равно, кто у власти: банановый диктатор, нефтяной император или фанат демократии, стремящийся навязать ее всему миру — главное чтобы правила не менялись, налоговые, финансовые и прочие.
Больше всего иностранцы любят российские облигации Минфина — ОФЗ. В последнее время они увеличили интерес к ним. Отчасти это связано с общим ростом интереса к активам развивающихся стран после того как ФРС США (да именно этот орган управляет всеми финансовыми потоками в мире, а рынок облигаций считается самым умным) дала понять, что приостановила повышение процентных ставок, отчасти с ожиданием замедления инфляции в России и, как следствие, с прогнозом снижения ключевой ставки Банком России. За ставкой ЦБР, а точнее за инфляцией, идут и рыночные ставки. Снижение ставки означает рост цены облигации. То есть иностранный инвестор, купивший ОФЗ сейчас, получит помимо процентного дохода еще и прибыль от курсовой разницы, если рыночные ставки и ключевая ставка ЦБ снизятся к концу года из-за замедления инфляции. За последние пару месяцев доля нерезидентов в структуре владельцев ОФЗ выросла с 24% до 26%. Это меньше, чем было в марте 2018 года, когда иностранцы владели 34% всех ОФЗ. В марте 2018 года курс рубля к доллару поднимался до уровней в районе 56 рублей за доллар.
В итоге получаем следующие цифры. Министерство финансов России в среду 13 марта продало облигации федерального займа (ОФЗ) на рекордную сумму свыше 90 миллиардов рублей, а в эту среду установлен новый рекорд — 149 миллиардов рублей. Ведомство идет с опережением графика планового размещения долга. У России есть амбициозные цели — создать так называемый инфраструктурный фонд, который будет направлен на реализацию мегапроектов. К 2024 году такой фонд должен составить более 3 триллионов рублей.
К сожалению, на смену голландской болезни в Россию пришел государственный капитализм, и, хотя из учебников по экономике и известен такой постулат, что государство плохой собственник, что находит очень яркое подтверждения в сырьевой отрасли, если сравнить частные и государственные компании, лучшего в нашей стране, к сожалению пока не придумали. Хотя, Кейнса, такая модель, возможно, порадовала бы.
Как бы Запад не хотел перекрыть России денежный кран, деньги сюда все равно стремятся попасть. Куда они направляются дальше? На крупные национальные проекты. Одним из таких после завершения строительства Крымского моста может стать очень дорогая дорога в Сочи — после самой дорогой дороги в мире из Адлера в Красную поляну.
Как сообщала 10 марта газета Ведомости, «Мостотрест» может получить контракт на строительство самой дорогой дороги в России. Проект скоростной трассы вдоль Черноморского побережья к лету может получить доступ к бюджетному финансированию. Новую концепцию трассы Джубга — Сочи, которая станет самой дорогой автомагистралью в стране, Росавтодор в начале февраля представил в Минтранс, сообщала газета. Существующая дорога от Джубги до Сочи сильно перегружена, пробки растягиваются на километры, на многих участках это двухполосный серпантин. Движение периодически приостанавливается, только в этом году — минимум дважды. Тем не менее Минтранс считал строительство новой четырехполосной трассы длиной 119 км нецелесообразным: слишком высока цена — 1.6 трлн руб., а проект технически сложный. Но министр транспорта Евгений Дитрих обещал рассмотреть включение дороги в комплексный план, если проект «будет востребован и не запределен по цене», писали Ведомости. Да, в России умеют дорого строить.
Так мы и пришли к ответу на вопрос о том, какое же отношение ЕЦБ имеет к дороге в Сочи. Хотя и опосредованно, но европейский регулятор кредитует российскую экономику, участвует в создании национальной инфраструктуры, значительно улучшает жизнь россиян — помогает строить дороги, вокзалы аэропорты. Ну, а что делать, если европейские компании брать кредиты и даром не хотят. Европа, установив санкции против определенных личностей, в итоге сама, как мы видим, предоставляет им финансирование.
Дмитрий Полин
Почему рубль так хорош на фоне остальных валют развивающихся стран
Россия отметила годовщину санкций рекордными продажами рублевых облигаций