Россия делает ставку на изменение климата

29.05.2019 17:32

В России спущен на воду третий новый атомный ледокол, который обеспечит навигацию до начала таяния льда


На прошлых выходных в России сошел со стапеля последний атомный ледокол из новой серии судов, призванных обеспечить доминирование страны в сфере коммерческих перевозок в Арктике. Поскольку большинство остальных стран считают изменение климата чрезвычайной ситуацией, Россия прилагает все усилия, чтобы извлечь из этого выгоду, а США, похоже, здесь сильно отстают.

Ледокол «Урал», спущенный на воду с Балтийского завода в Санкт-Петербурге, является третьим и последним кораблем, по крайней мере на данный момент, проекта 22220. Два других корабля, «Арктика» и «Сибирь», были заложены в 2016 и 2017 годах, и ожидается, что «Арктика» поступит в эксплуатацию в этом году.

Эти мощные корабли, способные пробивать лед толщиной 3 метра для расчистки судоходных путей, — первые атомные ледоколы, которые спроектированы в России после распада Советского Союза и полностью построены в постсоветские времена. Существующий атомный ледокольный флот в основном построен в 1970-х и 1980-х годах, и большая его часть перестала функционировать. Российское правительство намерено заменить его новыми гигантскими кораблями, чтобы обеспечить навигацию по называемому Северному морскому пути в течение круглого года, а не только несколько месяцев в году.

Северный морской путь проходит вдоль арктического побережья России — от Баренцева моря на западе до Берингова пролива на востоке. Он позволяет сократить сроки доставки грузов между Европой и Азией на 10 — 15 дней по сравнению с перевозками через Суэцкий канал. Власти заявляют о своих правах регулировать весь маршрут, хотя он не полностью проходит по российским территориальным водам.

Заявления о том, что все арктические перевозки требуют разрешения со стороны Москвы, уже давно раздражает США. Между тем, Россия открывает и восстанавливает военные базы вдоль своего арктического побережья. Вновь открыты десять заброшенных военных аэродромов, строятся еще 13. К настоящему времени базы охватывают почти всю береговую линию и, если потребуется, могут защитить или прервать любое движение вдоль Северного морского пути.

Конкуренция

Если говорить о классической конкуренции великих держав, то у кого больше техники? Америка отстала от России.

Подобное отставание вполне может быть обусловлено различными подходами двух стран к изменению климата. США никак не определятся: признать его чрезвычайной ситуацией или относиться к нему со скептицизмом, как при Дональде Трампе. Со своей стороны, Владимир Путин сомневается в том, что изменение климата связано с деятельностью человека, однако он не отрицает этого явления.

Путин считает, что люди мало что могут сделать, чтобы остановить изменение климата, поэтому адаптация к нему рассчитана на долговременную перспективу. Хотя он признает, что частые засухи и наводнения, связанные с изменением климата, могут навредить российскому сельскому хозяйству, он также видит потенциал, связанный с потеплением климата, включая расширение возможностей для судоходства в Северном Ледовитом океане.

В ВМС США подсчитали, что, несмотря на постепенное таяние ледников, Арктика «останется непроходимой для большинства коммерческих судов большую часть года» как минимум до 2030 года из-за непредсказуемого движения морского льда. Кремль решил не ждать так долго, стремясь обеспечить безопасность Северного морского пути за счет инвестиций в новый ледокольный флот (корабли в рамках проекта 22220 строит государственная компания) и строительства железнодорожных путей в Арктику и торговых портов на побережье. В апреле российские чиновники рассказали о планах увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 92.6 млн тонн к 2024 году по сравнению с 20.2 млн тонн в 2018 году; в 2017 году грузопоток составил лишь половину этого показателя.

До сих пор прирост в основном обеспечивался благодаря новому проекту энергетического гиганта Новатэка по производству и отгрузке сжиженного газа на Ямале. Компания экспортирует СПГ азиатским, в основном китайским, клиентам по Северному морскому пути. Однако, в конечном счете, российское правительство также надеется перемещать вдоль арктических морских путей больше других товаров, таких как нефть и уголь.

Игра по-крупному

По сути, все эти грандиозные планы — ставка на то, что к тому времени, когда изменение климата сделает Северный морской путь судоходным в течение всего года, Россия будет иметь полный контроль над любым транзитным движением по маршруту — и будет активно использовать его для экспорта собственных товаров, сокращая путь в Азию.

Россия оказалась далеко впереди, и даже при всей своей военно-морской мощи Штатам будет трудно ей противостоять без военной конфронтации. Россия не может позволить себе идти в ногу с основными конкурентами во всех областях; пытаясь оторваться от других арктических держав, она, например, лишалась преимущества в космической отрасли. Но для Путина Северный морской путь является более важным приоритетом: это одна из немногих вещей, которые он может предложить Китаю в рамках антиамериканского альянса, который он пытается создать с Си Цзиньпином.

До сих пор попытки утвердить российскую власть в Арктике до изменения климата не встречали большого сопротивления, и, похоже, это работает на Кремль. Европейские и североамериканские страны, имеющие доступ к Арктике, действуют слишком медленно. А, возможно, они просто недостаточно циничны, чтобы играть по-крупному, как Путин.

По теме:

AmCham: США не будут ужесточать санкции, если только Россия не наделает глупостей

Китай хочет сделать Крым частью нового «Шелкового пути»

Северный морской путь может стать «новым Суэцким каналом» для России

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg