На фото: Глава Европейского центрального банка Марио Драги
За свой восьмилетний срок на посту главы ЕЦБ Марио Драги подарил рынкам немало чудес монетарной политики в виде серии интервенций с использованием нетрадиционных инструментов. По мере приближения момента истечения срока его полномочий растут ожидания того, что напоследок Драги достанет еще одного кролика из шляпы.
Драги испробовал целый ряд инструментов, от долгосрочных кредитов банкам, условной подушки безопасности для рынка суверенных облигаций, до отрицательных ставок и количественного смягчения. Скептики на финансовых рынках могут сказать, что все эти усилия оказались напрасными. Но попробуйте сказать это почти 11 миллионам человек, которые нашли работу после 2013 года.
Перед окончанием срока на посту главы Центробанка Драги снова столкнулся с необходимостью дальнейшего снижения ставок и запуска нового раунда покупки активов. На данный момент нет кризиса, который потребовал бы от регулятора незамедлительных действий. Но проблемы на глобальном уровне рискуют остановить восстановление экономики, а перспективы инфляции продолжают вызывать беспокойство. Потребительские цены застряли ниже целевого уровня банка, и с каждым месяцем становится все вероятнее, что инфляционные ожидания домохозяйств и компаний так и будут оставаться низкими. Если Центробанк действительно заинтересован в выполнении своего мандата, то ему следует пойти на дополнительные стимулы.
Но это не так просто. Экономика не находится в бедственном положении, и без кризиса многие, если не большинство коллег Драги могут не проголосовать за смягчение политики. А возможности Драги в плане переубеждения чиновников тают по мере истечения срока его полномочий.
Нежелательные последствия
Еще важнее тот факт, что пространство для маневра сужается. Чем дальше уйдут ставки на отрицательную территорию, тем больше поводов для беспокойства по поводу нежелательных последствий. На определенном этапе снижение ставок могут стать контрпродуктивным. Если говорить о покупке облигаций, то здесь ЕЦ сам ограничил свои возможности, что может повлечь определенный негативный эффект, если количественное смягчение возобновится во внушительных масштабах. Эти ограничения можно снять, но не без вопросов о нарушении правил спасения правительств.
Так что же делать Драги? Возможно, ему удастся сотворить чудо последний раз и склонить своих коллег к действиям. Но для этого сначала потребуется существенное изменение перспектив мировой экономики. Есть неплохая альтернатива: заручиться обещанием коллег принять меры в будущем, если реализуются определенные риски. И недавнее выступление Драги говорит о том, что он движется именно в этом направлении.
О своей приверженности регулятор может сообщить в форме заявления о готовности пойти на определенные меры в определенных обстоятельствах. К примеру, ЕЦБ возобновит покупку активов, если инфляция сойдет с дистанции на пути к целевому уровню. К сожалению, такая форма заверения дает слишком много свободы преемнику Драги в вопросе временных рамок принятия решений.
В теории ЕЦБ может назвать пороговый уровень или траекторию инфляции — к примеру, нижнюю границу конечной точки своего инфляционного прогноза — ниже которого регулятор должен будет перейти к использованию инструментов нетрадиционной политики. Аналогичным образом можно поступить в обратном направлении: ЕЦБ будет продолжать покупки активов до тех пор, пока инфляция не вернется выше указанного значения. Безусловно, в этом случае членам управляющего совета самим придется определиться с инфляционным прогнозом.
Уважение к мандату
Коллегам Драги будет неприятно осознавать, что в этом отношении у них связаны руки. Но эта форма коммуникации с рынком всего лишь предполагает уважение к нынешнему мандату. Согласно экономической теории, более агрессивные амбиции (к примеру, продолжение смягчения до превышения целевого уровня инфляции) могут быть очень эффективными, но вряд ли Драги сможет убедить членов совета дать это обещание, а если и получиться, они его не сдержат.
Если Драги хочет донести до инвесторов, что его коллеги будут выполнять свои обещания даже после его ухода, ему придется убрать институциональные барьеры, которые могут воспрепятствовать принятию мер. Если инвесторы и экономисты обеспокоены по поводу того, что у ЕЦБ заканчивается пространство для маневра в контексте снижения ставок, Драги должен исследовать вопрос и реальной нижней границе стоимости кредитования и обнародовать эту информацию.
На данный момент это просто варианты действий. Пока же ставки будут оставаться на текущих уровнях, а политика реинвестирования будет соответствовать существующим лимитам эмиссии. Главное — четкое обозначение границ действий регулятора в рамках монетарной политики. В идеале Драги получит единогласную поддержку совета управляющих, которые, возможно, пойдут на это лишь бы не возобновлять смягчение в ближайшее время. Безусловно, сам Драги предпочел бы приступить к действиям раньше. Но обозначение приверженности на будущее все же лучше, чем совсем ничего.
По теме:
Драги снова обещает сделать все возможное, но один в поле не воин
Драги отправил евро в глубокий нокаут своими откровениями о ставках
Не ждите, что ЕЦБ и ФРС вдохнут жизнь в развивающиеся экономики