Сенат США проголосовал 76-6 16 декабря, чтобы одобрить законопроект об обороне на 738 миллиардов долларов. В Закон о расходах на государственную оборону (NDAA) на 2020 финансовый год впервые был включен раздел, посвященный отчету о так называемых прямых иностранных инвестициях Китая (ПИИ) в арктическом регионе. Это стало свидетельством растущей озабоченности США якобы «китайской угрозой» в Арктике.
Раздел 1260E NDAA содержит широкие требования, охватывающие проекты, которые «прямо или косвенно финансируются государственными и частными китайскими организациями», включая государственную и финансовую инфраструктуру, энергетику, недвижимость, судостроение и телекоммуникации. Исследование должно включать анализ китайских ПИИ, которые осуществляются в США, России, Канаде, Гренландии, Норвегии и Исландии, с оценкой эффективности и прозрачности критериев этих стран, методов мониторинга и публичной отчетности. Кроме того, законопроект также требует анализа стратегических целей Китая в Арктическом регионе с военной, экономической, территориальной и политической точек зрения, чтобы иметь общую модель понимания того, как Китай усиливает свое влияние в регионе.
С 2014 года США проявляют все больший интерес к национальной безопасности в арктическом регионе. Особенно после того, как президент США Дональд Трамп вступил в должность. Он изменил политику своего предшественника Барака Обамы, которая была сосредоточена в основном на сотрудничестве и защите окружающей среды в Арктике, на политику, которая направлена на конкуренцию крупных держав и подчеркивает важность развития региона.
Лейтмотив американской политики в Арктике заключается в том, чтобы сохранить свое лидерство и позицию законодателя, не позволяя Китаю и России, его долгосрочным конкурентам, оказывать влияние в регионе. Такая позиция была неоднократно озвучена в течение прошлого года, и NDAA на 2020 финансовый год фактически является началом реализации соответствующей политики США.
Госсекретарь США Майк Помпео и бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон публично обвиняли Китай в присутствии в арктическом регионе. Они осудили Пекин за использование «долговой дипломатии» с инвестициями в страны региона и призвали лишить Китай статуса арктического государства. Однако, как выяснилось, намерение США создать напряженность путем клеветы и исключения своих основных конкурентов в Арктике не сработало, а имело обратный эффект.
После «независимого изучения» китайских ПИИ в странах арктического региона министерство обороны США неизбежно примет меры для всестороннего отклонения и сдерживания китайских проектов. Есть две вещи, заслуживающие внимания.
Составив общую картину деятельности Китая в этом регионе, США могут изменить свою стратегию с атак типа «прибей крота» на всестороннюю и систематическую осаду. Проекты экономического сотрудничества Китая с Исландией и Гренландией, разработка новых маршрутов судоходства, а также развитие гражданской и военной инфраструктуры станут основными проектами, которым попытаются воспрепятствовать США.
Одновременно Вашингтон может призвать к выработке правил осуществления экономической деятельности и сотрудничества в арктическом регионе с механизмом мониторинга и цензуры, чтобы установить системный порог для экономической деятельности неарктических стран. В дополнение к «невидимой стене» экологической защиты и прав аборигенов, которые будут подняты, США также потребуют, чтобы другие страны были «предельно прозрачными» и соответствовали правилам, которые ограничивают права этих стран и наделяют их обязанностями.
Арктический регион переживает важный исторический переломный момент, сталкиваясь с различными новыми проблемами в управлении, которые касаются устойчивого развития человеческого общества и океана. Все страны должны воспользоваться этой возможностью, поддержать равенство и уважение и отказаться от гордости и предрассудков, с тем чтобы содействовать прагматичному сотрудничеству и гарантировать мир, а также стабильность в регионе.
Китай — почти арктическая страна. КНР участвует в делах региона на основе инклюзивного, кооперативного и взаимовыгодного подхода. Это не вежливость арктических стран, а право, закрепленное международным правом, которое позволяет Китаю принимать участие в региональных делах. Углубляющееся сотрудничество Китая со странами региона не является угрозой для арктического региона. Это, скорее, взаимовыгодное сочетание потребности этих стран в развитии и мощи Китая в производственном смысле.
Об этом свидетельствует предложенный Китаем Ледяной шелковый путь, который был встречен с одобрением и принес большие успехи. Однако США безосновательно критиковали проекты сотрудничества Китая в Арктическом регионе. Этот шаг США противоречит призыву арктических стран к миру, стабильности и развитию, и неудивительно, что он обернулся против них.
Чэнь Цзинань, Global Times
Автор является научным сотрудником Китайского института современных международных отношений.
По теме:
Россия готова заплатить, чтобы привлечь перевозчиков в Арктику