Доллар резко подскочил после усиления коронавирусного кризиса на рынках, достигнув на этой неделе рекордного уровня по сравнению корзиной других валют, взвешенной с учетом торговли.
Федеральная резервная система открыла долларовые своп-линии с другими центральными банками, впоследствии распространив эту практику на более широкую группу центральных банков, включая ЦБ некоторых развивающихся стран. Цель — снять напряжение на долларовых рынках, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, и избежать давления на всю финансовую систему.
Почему доллар укрепляется?
Как правило, инвесторы покупают доллары в периоды геополитической неопределенности и стресса на финансовых рынках, так как многие считают доллар основным мировым убежищем.
Подобно тому, как семьи закупают товары впрок, чтобы не остаться без запасов в смутные времена, инвесторы и компании, а также банки и хеджевые фонды ведут борьбу за доллары, чтобы пережить спад. Из-за внезапного роста спроса покупать доллар за пределами США стало намного дороже, при этом спешка вызвала проблемы с доступностью валюты.
С начала месяца фондовые рынки резко упали, а долговые рынки, в том числе рынки американских казначейских облигаций и ипотечных бумаг, начали испытывать трудности вместе с краткосрочными рынками финансирования. Политики пытаются решить эти проблем, но иногда акции и облигации падают одновременно — классический признак того, что рынки оказались в бедственном положении.
Из-за этого компании, например, начинают накапливать доллары, чтобы компенсировать потерянные доходы.
«Люди стремятся получить самый надежный актив, который смогут найти, и это доллар. Люди копят доллары. Банки копят доллары, — отметил Ник Марутсос, соруководитель отдела глобальных облигаций Janus Henderson. И спрятаться действительно негде. Люди понимают, что нужно быть как можно более защищенными, то есть держать наличные деньги и некоторые активы, если это возможно».
Является ли этой проблемой?
Доллар — это основная мировая резервная и платежная валюта, то есть это валюта, в которой осуществляется большая часть мировой торговли и инвестиций.
По данным аналитиков JPMorgan, общий размер международных обязательств, выраженных в долларах США, составляет $12 трлн, или 60% от валового внутреннего продукта США. Это означает, что многие компании и правительства теперь вынуждены выплачивать долги в долларах в то время, когда доходы снижаются, а экономика начинает стопориться.
Давление заметно и по такому показателю спроса на доллары, как спреды по базисным валютным свопам. Эти спреды отслеживают премию, которую участники рынка платят за обмен одной валюты на другую. Ранее на этой неделе трехмесячная валютная база между евро и долларом выросла до максимального уровня с 2011 года, свидетельствуя о готовности инвесторов заплатить примерно в два раза больше, чтобы занять доллар под евро, чем всего несколько дней назад. Инвесторы, стремящиеся обменять японскую иену, также столкнулись с большими затратами, чтобы получить доллар.
«Ни один сегмент мировой экономики не сможет уйти от воздействия вируса, и точно так же ни один крупный сегмент мировой экономики не сможет избежать последствий краха на рынках долларового финансирования», — заявил Брэд Сетсер, международный экономист в Совете по международным отношениям.
Если это произойдет, то, по словам Марка Маккормика, руководителя глобального подразделения по валютным стратегиям в TD Securities, проблема ликвидности может превратиться в проблему платежеспособности: «Американский доллар находится в эпицентре событий, и его сила отражает дисбаланс между спросом и предложением в области финансирования».
Какие меры принимает ФРС?
После того коронавирусный кризис нанес серьезный удар по рынкам, американский центробанк установил долларовые своп-линии с Европейским центральным банком, Банком Японии и Банком Англии. Это означает, что ФРС может предоставлять доллары непосредственно местным центральным банкам в обмен на местную валюту, стремясь повысить доступность доллара на местных рынках.
Однако это не остановило ралли, так как доллар продолжал атаковать остальные валюты, включая фунт, австралийский доллар и ряд азиатских валют. Теперь ФРС добавила в этот список еще девять стран, включая Австралию, Бразилию и Мексику.
Главное не допустить, чтобы финансовое давление переросло в полномасштабный кризис.
«Эти механизмы, как и те, что уже установлены между Федеральной резервной системой и другими центральными банками, призваны снизить напряженность на глобальных рынках долларового финансирования, тем самым смягчая последствия напряженности в сфере кредитования домохозяйств и компаний, как внутри страны, так и за рубежом», — говорится в заявлении ФРС.
Подобные меры уже принимались раньше. Во время финансового кризиса 2008 года ФРС предоставила своп-линии всем странам G10 и нескольким развивающимся странам, включая Бразилию, Мексику, Южную Корею и Сингапур.
Будет ли это работать?
По словам Кельвина Се, главы подразделения Citigroup по валютным стратегиям в Северной Америке, первый раунд валютных свопов обеспечил «положительный эффект» в тех странах, где были развернуты своп-линии.
«Если не произойдет еще один шок, то наихудшие последствия, связанные с расширением валютной базы, для этих стран могут быть уже позади», — отметил он.
Однако для других стран, не имеющих такого доступа, расходы на финансирование в долларах остаются высокими. Кроме того, это временная поддержка, и для того, чтобы устранить давление, нужно нормализовать состояние финансовых рынков.
«До тех пор, пока сохраняется волатильность и опасения по поводу роста и здоровья, что в свою очередь сказывается на кредитах, ситуация будет подпитываться сама по себе», — добавил он.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Рост американского доллара дорого обойдется мировой экономике
Инвесторы продают все, что могут, и спасаются в долларе
Курс доллара падает, но настроен на лучшую неделю после кризиса 2008 года