Неограниченная глобализация закончилась. По понятным причинам это неоспоримо: начиная с сокращения сложных международных цепочек поставок после пандемии Covid-19 и заканчивая разрывом связей между США и Китаем. Трудно представить возврат к неолиберальной психологии 1990-х годов, даже если Джо Байден победит на президентских выборах в США или если ЕС снова сплотится для борьбы с пандемией.
Мир, скорее всего, станет триполярным — или, по крайней мере, биполярным — при этом в будущем усилится роль регионов в торговле, миграции и даже потоках капитала. Этому будут способствовать различные факторы: тревожные (растущий национализм) и благоприятные (стремление к более устойчивой и инклюзивной местной экономике).
Это порождает спорный вопрос — будет ли существовать мир без доллара? Это может показаться странным, учитывая, что более 60% мировых валютных резервов находятся в долларах, которые преобладают и в мировой торговле. Поддержка, недавно оказанная американским Федрезервом долларовым рынкам за пределами США для борьбы с коронавирусным кризисом, еще больше усилила мировое господство доллара.
В результате многие будут повторять как мантру, «невозможно бороться с ФРС». Доминирование американской банковской системы и высокий уровень долларовой ликвидности за счет поддержки ФРС позволит американскому доллару надолго закрепить неоспоримое превосходство в мировой финансовой системе и на рынках капитала.
Есть ли альтернатива доллару
Другие утверждают, что «невозможно заменить что-то ничем». Даже если Китай, Россия и другие развивающиеся страны (а также некоторые богатые страны, такие как Германия) хотели бы избавиться от господства доллара, у них нет реальных альтернатив. Это желание стало особенно сильным, учитывая, что финансы все чаще используются в качестве оружия. Взять, например, недавние меры Пекина и Вашингтона по ограничению участия частного сектора на американском и китайском рынках капитала. Тем не менее, евро, который составляет около 20% мировых резервов, несопоставим с долларом по уровню ликвидности, кроме того, сохраняются сомнения по поводу будущего еврозоны. Рынок золота стал дефицитным, о чем свидетельствует тот факт, что сейчас практически невозможно купить физический металл.
Но есть экономическая статистика, а есть политика. В последнее время Китай покупал много золота для хеджирования долларовых запасов. Он также тестирует собственную цифровую валютную систему, электронный юань, став первой суверенной страной, которая выпустила криптовалюту, поддержанную центральным банком. Можно представить, что ее было бы легко внедрить в рамках китайской инициативы «Один пояс и один путь» в качестве привлекательной альтернативы для стран и компаний, которые хотят торговать друг с другом, не используя доллар, для хеджирования валютного риска.
Сам по себе этот факт не оспаривает превосходство доллара, хотя этого было достаточно, чтобы бывший министр финансов США Хэнк Полсон написал недавнее эссе, посвященное будущему доллара. Но это не может произойти спонтанно.
План Европейской комиссии по укреплению бюджета для восстановления после Covid-19, предусматривающий выпуск долговых обязательств, которые будут погашаться за счет налогов во всех странах ЕС, может заложить основу для настоящего финансового союза и, в конечном счете, Соединенных Штатов Европы. Если это произойдет, то люди захотят увеличить свои запасы евро.
Кроме того, дальнейшее ослабление связей между США и Саудовской Аравией может подорвать курс доллара. Основная причина, почему центральные банки и глобальные инвесторы держат доллары США, заключается в том, что нефть оценивается в долларах. Продолжающиеся действия Саудовской Аравии по подрыву американской сланцевой отрасли привели к расколу в отношениях между администрацией президента США Дональда Трампа и Эр-Риядом. Маловероятно, что будущий президент Байден, который, вероятно, будет придерживаться проиранской позиции Барака Обамы, восстановит их.
Даже при таких низких ценах на нефть президент ФРС Далласа Роберт Каплан недавно заявил, что энергетическая независимость остается «стратегически важной» для США и что «в будущем в США сохранится высокий уровень добычи сланца». Кто же займет место Саудовской Аравии? Весьма вероятно, что Китай, который захочет, чтобы цены на нефть устанавливались в юанях. В новом мире с ослабленными связями, возможно, потребуется меньше долларов.
Вопрос доверия
Наконец, возникают вопросы по поводу того, как неофициальная поддержка государственных расходов США со стороны ФРС после пандемии привела к политизации денежной массы. На самом деле проблема не связана с риском гиперинфляции, как в Веймарской республике, по крайней мере, в ближайшее время. Это больше касается доверия. Некоторые будут утверждать, что доллар является глобальной валютой и что его судьба не зависит от отношения к самим Штатам. Безусловно, события последних нескольких лет подтверждают эту точку зрения.
Но, возможно, разрыв не будет бесконечным. США могут укрепить свою экономику, если им удастся сохранить политическое доверие, в противном случае они проиграют.
Как недавно заявил экономист и венчурный капиталист Билл Джейнвей: «Американская экономика достигла дна зимой 1932-1933 годов после того, как [Герберт] Гувер утратил доверие, не сумев справиться с Депрессией, и доверие к банкам исчезло вместе с доверием к правительству».
Вполне возможно, что однажды доверие к доллару и Америке восстановится.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Открылась дверь ослабления доллара
Luckin Coffee, или почему Трамп внимательно следит за китайскими компаниями
Goldman Sachs: трения США и Китая приведут к ослаблению юаня