Инвесторы вернулись на развивающиеся рынки после шока, вызванного коронавирусом, что способствовало резкому росту объемов выпуска государственного долга. Но восстановление доверия имеет и свои пределы. В то время как некоторые правительства могут с легкостью продолжить финансирование расходов, другие могут столкнуться с трудностями, что ставит вопросы о приемлемости долга в будущем.
После панической распродажи, начавшейся на рынках в марте, отскок оказался впечатляющим. По данным рейтингового агентства Moody's, с начала года и до середины сентября страны еврозоны, имеющие рейтинг инвестиционного уровня, выпустили внешний долг в иностранной валюте на сумму $119 млрд, что больше $ 114 млрд за весь 2019 год.
Аналогичная картина наблюдается и на внутренних рынках, где за этот период та же самая группа заемщиков выпустила долг в местной валюте на общую сумму $47 млрд против $31 млрд за прошлый год.
Однако в странах с более низким рейтингом ситуация намного сложнее. По данным Moody’s, эмиссия иностранной валюты для суверенных банков без инвестиционного рейтинга за тот же период составила $33 млрд, что примерно на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А на некоторых местных рынках правительства изо всех сил пытаются отказаться от проведения торгов по выкупу долгов.
Распределение инвестиций
Это отчасти говорит о снижении темпов роста. Индекс финансовых условий Moody’s свидетельствует о быстром восстановлении после мартовских событий. Но с августа этот процесс застопорился.
«Нормализация финансовых условий, начавшаяся с апреля, начинает замедляться, — заявил Рахул Гхош, старший вице-президент рейтингового агентства по исследованиям развивающихся рынков. Инвесторы задумываются о перспективах восстановления экономики и о том, что это означает с точки зрения финансирования дефицита и приемлемости долга».
Хотя увеличение объема облигаций может свидетельствовать о возвращении аппетита у инвесторов, это также отражает последствия вливания триллионов долларов на мировые рынки Федеральной резервной системой США и другими крупными центральными банками. А для правительств развивающихся стран это означает рост финансовых потребностей на фоне борьбы с экономическим ущербом от вируса и принятием мер для ограничения его распространения.
Другие индикаторы аппетита инвесторов не столь обнадеживающие. По данным Института международных финансов, трансграничные потоки иностранных инвесторов на долговые и фондовые рынки стран еврозоны не смогли компенсировать те $89 млрд, которые были выведены в марте. В прошлом месяце эти потоки сократились до минимума, после того как долговые потоки оказались отрицательными впервые с марта.
По данным HSBC, приток иностранных инвестиций в китайские государственные облигации достиг к концу августа текущего года $89 млрд. Южной Корее удалось привлечь в свои государственные облигации $18 млрд. В то же время наблюдался значительный отток средств с рынков государственных облигаций в Индии ($13 млрд), Мексике ($13 млрд), Бразилии ($9 млрд), Турции ($7 млрд), ЮАР ($4 млрд) и других странах.
Андре де Сильва, глобальный руководитель исследований на EM-рынках HSBC в Гонконге, отметил, что получателями капитала стали низкодоходные суверенные банки с высоким рейтингом, тогда как остальные оказались в более затруднительном положении.
Кому грозит долговой кризис?
Например, выпуск государственных облигаций в Индии сократился, когда инвесторы запросили более высокие процентные ставки, чем центральный банк был готов заплатить, что привело к отмене двух аукционов. В Бразилии, где центральный банк в прошлом месяце снизил ставку до рекордного минимума в 2%, инвесторы уже учли в ценах повышение на 3 процентных пункта до конца следующего года. Они считают, что правительству придется платить больше за кредиты, поскольку страна, которая скатилась в рецессию, вынуждена покрывать растущий бюджетный дефицит и долг, который может достичь почти 100% от объема производства.
По словам Эдмунда Гоха, главы азиатского подразделения по управлению активами с фиксированным доходом в Aberdeen Standard Investments, доходность долгосрочных государственных облигаций Китая выросла из-за того, что Народный банк Китая не стал смягчать монетарную политику в отличие от ФРС и других стран, поскольку его основная задача — финансовая стабильность, а не стимулирование роста.
Выплата по 10-летним китайским государственным облигациям составляет чуть более 3% годовых по сравнению с 7.3% для бразильских суверенных облигаций с таким же сроком погашения. Но, учитывая краткосрочные и среднесрочные экономические перспективы каждой страны, неудивительно, что спрос смещается в сторону Китая.
По словам де Сильвы, наибольшие трудности сейчас испытывают именно те страны, которым реформы были нужны еще до начала пандемии. Особенно быстро суверенный долг растет в трех развивающихся странах — Бразилии, ЮАР и Индии, которые больше остальных пострадали из-за пандемии.
«Охватит ли эти страны долговой кризис? — добавил он. Я не говорю, что они пойдут по тому же пути, что и Аргентина. Но существуют серьезные риски, и пока у них не появится план по стабилизации долга, эти споры будут продолжаться».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Какие уроки выучили инвесторы за полгода пандемии
ЕЦБ пересмотрит свою программу покупки облигаций
Экономика не восстанавливается после пандемии, потому что в нее никто не верит