В последнем политики неплохо преуспели, урезая расходы, поддерживая жесткую монетарную политику и направляя избыточные нефтяные доходы в резервы. Но данные, которые выйдут во вторник, скорее всего, покажут, что все это происходит в ущерб экономическому росту.
Бремя санкций
Опрос Bloomberg предполагает, что в третьем квартале ВВП России вырос всего на 1.4% г/г после подъема на 1.9% во втором квартале. После своего переизбрания в марте Путин пообещал разогнать экономику до уровня, который превысит средние мировые темпы роста в 3.7%.
«Рост может ускориться, но они должны быть готовы к полной финансовой изоляции. Сейчас у них нет практически никакой надежды на внешнее заимствование», - подчеркнула Элина Рыбакова научный сотрудник исследовательского центра Bruegel в Брюсселе.
Амбиции Путина заглушил санкционный шум из Вашингтона, который только усиливается по мере расследования предполагаемого вмешательства в выборы. Конгресс США обсуждает возможность введения санкций в отношении суверенного долга и госбанков РФ, поэтому российские чиновники предпочитают не рисковать.
Принятые меры существенно снижают уязвимость России перед внешними шоками в сравнении с первыми санкциями, введенными Вашингтоном в 2014 году. Благодаря увеличению нефтяных доходов в этом году страна стала единственным крупным развивающимся рынком с двумя профицитами.
Перестраховка
При этом бремя санкций перекидывается на потребителя, которому приходится иметь дело с ростом инфляции: с начала года рубль подешевел на 15% из-за неопределенности. А повышение НДС в следующем году лишь усугубит ситуацию.
Министерство экономики сослалось на замедление темпов экономического роста и усиление неопределенности как на причины сокращения инвестиций в июле-сентябре. На прошлой неделе глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила журналистам, что ее задача состоит в том, чтобы не допустить замедления роста экономики России под влиянием «серьезного внешнего давления».
«Санкции снижают рост инвестиций и производительности. Еще одно геополитическое потрясение может подтолкнуть экономику на отрицательную территорию в начале следующего года, когда инфляция уже ударит по спросу», - предупреждает Скот Джонсон из Bloomberg Economics.
В сентябре Банк России повысил ставку впервые с 2014 года. На прошлой неделе глава Центробанка заявила, что временное повышение ставки не должно являться поводом для беспокойства. После этих комментариев рынки начали закладывать в цену еще одно повышение в декабре.
«Цены на нефть по-прежнему довольно высоки, как и уровни добычи нефти в стране, но экономика все равно не в силах разогнаться выше 1-2%. Откровенно говоря, если бы санкции были неэффективными, российская экономика чувствовала бы себя намного лучше», - отметил Тимоти Эш, стратег BlueBay Asset Management в Лондоне.
По теме:
Куда заведет Россию модная дедолларизация
В Минэкономразвития рубль считают устойчивым — давайте проверим?