«Это самое масштабное изменение в истории нефтяных рынков. Оно отразится на производителях, торговцах, владельцах судов, НПЗ, инвесторах, страховых компаниях, логистике, банках и т. д. Сложно сказать, кого не затронет обновленное регулирование», — отмечает Стив Сейер, главный аналитик энергетической консалтинговой фирмы Facts Global Energy в интервью CNBC.
До вступления в силу новых правил осталось меньше шести месяцев, и CNBC пытается обрисовать последствия грядущих перемен.
Что такое IMO 2020
С 1 января 2020 года Международная морская организация (IMO) ужесточает нормы, сокращая максимальное содержание серы в морском топливе. На фоне общих инициатив по переходу на более чистую энергию IMO запретит морским судам использовать топливо с содержанием серы выше 0.5%. На данный момент этот лимит составляет 3.5%. Считается, что обычно используется морское топливо с содержанием серы в районе 2.7%.
Новое регулирование было разработано после рекомендации, поступившей от подкомитета ООН более десяти лет назад и принятой IMO в 2016 году. Более 170 стран, включая США, поставили свои подписи под соглашением об изменениях требований к топливу. Со следующего года суды, нарушающие обновленные правила, столкнутся с угрозой конфискации.
Почему это важно
«Это колоссальные перемены. Если оценить масштабы отрасли в контексте всех стран-потребителей нефти, то она окажется в этом списке четвертой или пятой. На ее долю приходится огромный объем потребления». — комментирует Энтони Гурни, глава Ardmore Shipping.
Ardmore Shipping — базирующаяся в Ирландии компания, акции которой торгуются на американской бирже. Компания владеет танкерами, поставляющими продукты переработки нефти.
«Мы переходим на качественно новый вид топлива. Это окажет огромное влияние на перерабатывающую отрасль и, возможно, даже более масштабное, чем на судоходную промышленность», — подчеркнул Гурни.
Ожидается, что грядущие меры создадут переизбыток высокосернистого топлива и одновременно повлекут взрывной рост спроса на продукты, соответствующие новым нормам Международной морской организации, что усилит давление на перерабатывающие предприятия, которым придется производить намного больше нового вида топлива.
По словам отраслевых аналитиков, это чрезвычайно важно, поскольку ближневосточные производители во главе с Саудовской Аравией скорее всего проиграют из-за нового регулирования, учитывая их высокую зависимость от нефти с высоким содержанием серы.
Есть ли шансы на отсрочку
Если коротко — нет.
Сама IMO уже дала понять, что никаких изменений в контексте назначенной даты вступления новых правил в силу не будет, и осталось слишком мало времени, чтобы пересматривать сроки.
Что должна сделать отрасль
Владельцы судов могут существенно сократить выброс серы за счет использования низкосернистого топлива, снижения скорости движения, установки специальных систем очищения или перехода на такие чистые виды топлива, как СПГ.
Некоторые сделают выбор в пользу систем очистки воздуха, известные как скрубберы. Суда, которые установят такие системы, смогут продолжить использовать тяжелое топливо, поскольку скрубберы сократят выбросы оксида серы до уровня, соответствующего требуемому лимиту.
По оценкам аналитиков, наибольший удар на себе ощутит отрасль контейнерных перевозок, которая транспортирует потребительские товары. Эта индустрия столкнется с дополнительными расходами в районе $10 млрд.
Две крупнейшие линии контейнерных перевозок, A.P. Moller-Maersk и MSC, отмечают, что приведение топлива в соответствие с новым регулированием IMO потребует дополнительных затрат в размере $2 млрд для каждой компании.
«Я очень надеюсь, что рынок нащупает баланс. Скажем, в конце декабря появится кирпичная стена, которую возводили больше двух лет. Сначала можно попробовать ее на прочность и, осознав, что это больно, переключиться на поиск способов обойти эту стену»,- комментирует Сейер.
По теме:
Кризиса на рынке нефти удалось избежать, по крайней мере, пока
BofA: производителям дизеля пора начать волноваться
Bank of America Merrill Lynch: требования ММО дают надежду производителям дизеля