Администрация Белого дома развязала тарифную войну с Китаем и тем самым повлияла на денежно-кредитную политику (ДКП) в США. Переговоры, перемежающиеся повышением пошлин, стали частью торговой стратегии Дональда Трампа и заставили ФРС изменить курс монетарной политики, чем породили сомнения в независимости американского регулятора.
ФРС никто не приглашает обсудить фискальную политику или повышение пошлин. Из-за этого регулятору приходится принимать подобные решения как данность и с учетом этого корректировать свою ДКП и экономические прогнозы.
Глава ФРС Джером Пауэлл признал, что его ведомство вынуждено учитывать влияние торговых конфликтов на прогнозы по экономике и инфляции, а также должным образом корректировать монетарную политику для достижения целей, указанных в мандате ФРС.
В целях должного управления рисками регулятор всегда может подстраховаться на случай неизвестных рисков и ослабить ДКП, как он это сделал летом, запустив цикл снижения ставок. Данный поступок выглядел разумно на фоне разгоревшейся торговой войны между США и Китаем, однако главный вопрос заключается в том, как долго должна продолжаться политика подстраховки, если ожидавшиеся риски так и не материализовались?
Несмотря на все опасения, связанные с торговым конфликтом, экономические прогнозы ФРС на 2019 год почти полностью сбылись. Например, ВВП вырос на 2.4% (против прогноза 2.3%), уровень безработицы составил 3.6% (против прогноза 3.5%), а инфляции — 1.7% (против прогноза 1.9%).
Однако ФРС не только не повысила ставки дважды, как изначально планировала (ProFinance.ru: об этом стало известно на декабрьском заседании FOMC), но и трижды их снизила. С точки зрения монетарной политики, экономической ситуации и динамики финансовых рынков, 2019 год очень напоминает 1998 год.
Во-первых, в 1998 году ФРС была обеспокоена тем, что азиатский финансовый кризис негативно скажется на экономике США. В 2019 году аналогичные опасения касались негативного влияния торговой войны на экспорт и бизнес-инвестиции. В обоих случаях регулятор решил снизить ставки.
Во-вторых, и в 1998, и в 2019 годах проблемы мировой торговли обошли экономику США стороной. В обоих случаях был зафиксирован хороший рост потребительских расходов, а уровень безработицы опустился до минимумов десятилетия.
В третьих, в обоих случаях финансовые рынки испытывали периодические приступы бегства от риска, однако вливания ликвидности нейтрализовывали эти процессы и провоцировали мощный рост активов.
В конце 1990-х годов ФРС обладала высокой степенью независимости, и мало кто публично советовал ей, что делать. А уж чего-то требовать, вообще никому не приходило в голову. Несмотря на отсутствие политического давления регулятор все же сделал огромную ошибку, слишком долго проводя стимулирующую политику. Это спровоцировало взлет рынка акций и корпоративных облигаций до рекордных уровней, хотя операционная прибыль компаний в это же время падала. После этого рецессия не заставила себя долго ждать.
Риски того, что ФРС повторит ошибки конца 1990-х годов очень велики. Во-первых, регулятор игнорирует тот факт, что излишне мягкая монетарная политика искажает рынки. Во-вторых, независимость регулятора никогда не оказывалась в большей опасности, чем сейчас, когда он оказался в новой для себя роли младшего помощника Белого дома по имплементации фискальной политики. При этом до участия в обсуждении подобных вопросов ФРС не допускается.
Инвесторы ставят на то, что в 2020 году ничего не изменится, однако риски того, что излишне мягкая ДКП породит финансовую нестабильность, растут. Волатильность политики и рыночных ставок может сильно удивить.
Подготовлено ProFinance.ru, автор: бывший глава департамента глобальных экономических исследований Alliance Bernstein Джозеф Карсон.
По теме:
В недрах ФРС зреет заговор против Трампа
Что Трамп может сделать с ФРС, а чего нет
ФРС хочет спровоцировать рецессию и выгнать Трампа из Белого дома?
WSJ: Трамп звонит в ФРС, как только рынок акций начинает снижаться