Надежды на широкомасштабное использование водорода в качестве топлива взвинтили стоимость компаний-производителей топливных элементов. Акции британской Ceres Power Holdings на прошлой неделе зафиксировали рост более чем на 100% с начала года, аналогичные результаты показали и её конкуренты в лице канадской Ballard Power и американской Plug Power.
Участники рынка объясняют столь бурный рост капитализации компаний потоком средств инвесторов на фоне усиления тренда на защиту окружающей среды, равно как и ощущения того, что трансформация рынка не сводится лишь к переходу с классического топлива на батареи, ограниченные производственные мощности которых в настоящее время являются «узким горлышком» для производителей электромобилей.
Инвесторы делают ставку на то, что глобальный процесс декарбонизации мировой экономики позволит заработать на водороде, который может быть применён и в таких областях, как производство стали и цемента. Они верят, что в борьбе за снижение выбросов Китай, Япония, Южная Корея, а затем и другие страны обеспечат более стремительный рост использования топливных элементов, чем считает часть участников рынка, и это приведет к удешевлению технологии. Так, в Ceres Power Holdings отмечают, что массовое производство литий-ионных батарей в Азии обеспечило падение стоимости в расчёте на киловатт-час на 80% с 2010 года. В компании убеждены, что на этот раз у рынка есть серьёзный запрос на использование топливных элементов.
Скептики, однако, не склонны забывать, что 20 лет назад тема перевода автомобилей на водород уже будоражила умы инвесторов. Тогда, в сентябре 2000-года акции Ballard Power достигли рекордных C$165.05 за штуку, но ожидания относительно роста спроса со стороны потребителей не оправдались, и уже через 2 года бумаги торговались ниже C$15.
Консервативные инвесторы обращают внимание на то, что ни Ceres Power Holdings, ни Ballard Power, ни Plug Power не приносят прибыли, а соотношение стоимости бизнеса к ожидаемым продажам за год достигло впечатляющих 22. Для быков это повод взять паузу и переосмыслить ситуацию, учитывая, что среднее значение коэффициента для компаний FTSE All-World составляет 2.
Инвесторы сходятся во мнении, что использование топливных элементов может стать конкурентоспособным, однако скептики склонны считать, что для этого могут потребоваться годы. Такого мнения, например, придерживаются в Aurora Energy Research, где считают необходимым снижение стоимости производства килограмма «зелёного водорода» с $3.50 до $2.00, дабы он мог конкурировать с ископаемым топливом. Кроме того, потребуются масштабные инвестиции. Организация Hydrogen Council, представляющая интересы отрасли, подсчитала, что для того, чтобы водород мог встать в ряд с другими альтернативными экологическими видами топлива, до 2030 необходимо вложить около $70 млрд в производственные мощности, станции заправки и сеть дистрибуции.
По теме:
Переход на альтернативные источники — лишь часть серьезных изменений в энергетическом секторе